Константин Федорович Юон - известный русский живописец, большая часть творчества которого пришлась на период становления советского государства. Многие его полотна изображают замечательные картины природы. Объективно говоря, ни один человек просто физически не мог ни разу в жизни не встретить его картину - настолько известно творческое наследие этого живописца.
Что касается меня, я всегда знал его как преимущественно пейзажиста, пишущего российские и советские просторы, и для меня, говоря откровенно, возможно, в силу моей недостаточной образованности, было удивительно узнать о картине «Новая планета», написанной в чистейшем сюрреализме.
Картина сразу же поражает взгляд ярким сочетанием цветов. Сочность и контраст - вот этими словами можно кратко описать первое впечатление. Но огромном тёмном небосводе мы видим огромный огненно-красный шар, светящийся и сияющий. Мастерство автора позволяет нам сразу же понять, что планета эта - новорождённая: настолько свежа её яркая сочность. Лучи её падают на другую планету - отжившую своё. Нам дают понять это её нездоровый рваный рельеф и холодные отталкивающие цвета. Именно на её поверхности и существует основная динамическая составляющая. Люди, устремив свой взгляд к новому светилу вдаль и ввысь, встречают его. Но встречают по-разному: кто-то, ликуя и радуясь, стоит в торжествующей позе и простирает руки родившемуся чуду, кто-то, свернувшись на земле в неестественной болезненной позе, повержен и раздавлен ослепительным светом красной планеты. Каждый силуэт несёт в себе столько жизни и движения, что сложно передать потрет каждого - это заняло бы много времени, да и было бы бессмысленно. Ясно одно: реакция человечества неоднозначна, но, как бы то ни было новая планета в зените и её торжествующий яркий свет в скором времени поглотит всё остальное.
Нетрудно догадаться, что имел в виду художник, выражая свою мысль данным произведением. Картина написана под впечатлением от недавней (на момент написания полотна) революции. Старая власть, строй, изжившие себя устои и пережитки, изображённые в образе планеты, освещённой лучами красного гиганта - они уходят в прошлое. А новое революционное красное солнце социализма заняло своё место в зените. Люди, встречающие новое, по-разному выражают своё отношение к нему - рабочие и крестьяне торжествуют, буржуазии же остаётся быть поверженной неизбежным наступлением новой исторической вехи - восхода «новой планеты».
Совершенно ясно, что художник, писавший картину, Константин Фёдорович был очень растроган и впечатлён произошедшими в его стране переменами. И своё ликование и волнение он мастерски передал своей кистью в этой картине.
< Предыдущая | Следующая > |
---|