Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе и разгуле. Петр мало похож на европейского государя: он своими руками пытает и казнит, бьет приближенных (хотя и за дело!), непомерно пьет, устраивает дикие забавы. Но ведь он сумел сделать Россию передовой державой, привить стране европейскую культуру.
Писатель почти не дает развернутых описаний внешности царя, рисуя его как бы штрихами. Вот Петр — юноша: «У Петра все шире округлялись глаза от любопытства. Но он молчал, сжав маленький рот. Почему-то казалось, что, если он вылезет на берег — длиннорукий, длинный, — Лефорт засмеется над ним». А вот в зрелые годы после взятия Нарвы: «Петр стремительно вошел в сводчатую рыцарскую залу в замке. Он казался выше ростом, спина была вытянута, грудь шумно дышала». И лишь глазами иностранца писатель дает развернуто его описание: «Это — человек высокого роста, статный, крепкого телосложения, подвижный и ловкий. Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные, волосы короткие, кудрявые и темноватые. На нем был саржевый кафтан, красная рубашка и войлочная шляпа».
Подробнее...
А. Н. Толстой работал над романом о великом русском преобразователе-царе Петре I около 16 лет. Задолго до создания романа "Петр I" он написал такие хорошие рассказы, как "Наваждение" и "День Петра", очерк "Первые террористы", рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь Петра. Это были первые наброски будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно и достоверно передать события Петровской эпохи.
Автор очень подробно изучил этот исторический период, что позволило ему во всей полноте передать колорит эпохи. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени.
Подробнее...
А.Н. Толстой приступил в 1929 году к роману "Петр Первый". В нем он радикально пересмотрел свою точку зрения и отношение к царю-преобразователю. Он был сторонником российской великодержавности и почувствовал, что вскоре основной идеологический критерий классовости в СССР будет заменен критериями "народности" и исторической прогрессивности, призывом укрепления государства во главе с сильнейшим политическим лидером. При таких обстоятельствах бывший граф и смог себе позволить написать роман о прогрессивном царе (в первой журнальной публикации это была "повесть"). В его сознании петровская эпоха давала определенный аналог решительным и далеко не бескровным преобразованиям, бурно развернувшимся в СССР.
Подробнее...
Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя — Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Действие романа разворачивается на необозримом географическом пространстве: от Черного моря до Архангельска, от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. Вместе с Петром и "птенцами гнезда Петрова" писатель провёл нас во дворцы шведского короля Карла XII и польского короля Августа, курфюрста Саксонского, турецкого султана; показал нам поля сражений и морские походы, военные лагеря и неприступные крепости, крестьянскую избу, топящуюся по-черному, раскольничий скит, роскошный меншиковский дворец и богатое купеческое подворье. Как видим, размах огромен.
А собственно историческая судьба главного героя определила композицию романа.
Подробнее...
Пётр Первый, один из самых необычных царей России, давно ждал своего биографа. Алексей Николаевич Толстой оказался тем писателем, который не побоялся взяться за историю этой эпохальной личности.
Центральную проблему своего романа Алексей Николаевич Толстой определял как "становление личности в эпохе". В начале книги он нарисовал допетровскую Русь – нищую, темную, разоренную бунтами, воровством и непомерными налогами. "Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки — нищета, холопство, бездолье". "Ни ремесел, ни войска, ни флота... Одно — три шкуры драть, да и те худые..." Все слои населения недовольны существующим порядком жизни.
Подробнее...
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.
Подробнее...
|
|