Борис Леонидович Пастернак прожил длинную творческую жизнь. Когда произошла Октябрьская революция, он уже был сформировавшимся поэтом, автором книг стихов "Близнец в тучах", "Поверх барьеров", "Сестра моя - жизнь*. Его творческая биография простерлась до 1960 года. По сути, он жил и творил в нескольких эпохах. Естественно, его поэтический язык был зависим от времени и все исторические перемены сказались на форме стихов Пастернака, да и не только на форме. По литературному наследию поэта можно проследить, как менялся в духовном плане его лирический герой.
Подробнее...
Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак — сын своего времени, времени трех революций, когда все рушилось и все приходило в движение. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», — пишет поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются жить там навсегда все «залпом», «взахлеб», «навзрыд», «вдребезги» и «наповал». Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей:
Подробнее...
Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как бывает, когда смотришь на чрезмерно острые стекла. Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»?!
Подробнее...
Борис Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой собственный неповторимый мир и увлекал в него своих читателей, раскрывая перед ними лабиринты мыслей и образов. Он показывает читателю сложность человеческих переживаний. Я считаю этого писателя одним из величайших русский писателей и поэтов XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы".
Подробнее...
Библия, как таковая, много означала для Б. Л. Пастернака. В своем произведении "Охранная грамота" он написал: "Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное".
Подробнее...
Непременный компонент почти всего стихотворчества — пейзаж. Даже Маяковский, с пренебрежением откликнувшийся в собственной автобиографии о природе как вещи "неусовершенствованной", позднее опустился перед ней "стихотворно". Три века русская поэзия была не мыслима вне пейзажа. Различные поэты описывали картины природы, используя их во всевозможных целях, и всякий вложил личное, самобытное содержание в данную тему. Свежей струей вливается в русскую литературу пейзаж в лирике Пастернака.
Подробнее...
Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования. Произведения Пастернака неповторимы и самобытны по форме и по содержанию. Поэт устанавливал перед самим собой задачу — поймать неуловимое и показать в стихах расположение духа, состояние его с помощью всяческих художественных средств и приемов. Окружающий мир в его замечательных стихах показывается в процессе движения, в порыве, в отсветах и своеобразных образах и персонажах.
Подробнее...
Для господина из Сан-Франциско из рассказа Бунина деньги являлись целью, а не средством осуществления своих планов и желаний. Деньги — это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдесят восемь лет, составляет всего лишь полстраницы. Мы видим, что у него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни. Он тоже это видит и поэтому устраивает себе двухгодичное путешествие, отдых. Он думает, что наконец-то отдохнет, развлечется и поживет в своё удовольствие. Но за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, не научился получать удовольствие от приятных мелочей, от ощущений и чувств. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во время отдыха.
Подробнее...
|
|