Роман Н. Г. Чернышевского по содержанию можно разделить на три части. В первой части показаны нравственные связи героев с окружающим их миром и между самими собой. В следующей части экономические исследования героев. А в третьей, самой потаенной, части — революционная деятельность Рахметова. Автор романа писал своей жене, что задумал "книгу... в самом легком, популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, сценами, остротами, так, чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов". Эти строки говорят нам о многом, в том числе о том, что Николай Чернышевский отдавал предпочтение литературе для ума. Но все-таки ради увеличения числа читателей он пошел на мелодраматические ухищрения. Но даже любовный жанр, благодаря просветительскому дару писателя, превратился в занимательный учебник по воспитанию чувств. В нем есть страницы о положении женщины в обществе, о любви и ревности, о новых взаимоотношениях в семье.
Подробнее...
Николай Гаврилович Чернышевский создал художественно-публицистический роман "Что делать?" — произведение своеобразного жанра, в котором писатель попытался раскрыть непреходящие проблемы русской литературы. Выявлению замысла писателя оказывают содействие сновидения героини — Веры Павловны, потому что роман из-за цензуры, установленной в то время, был написан в аллегорической, иносказательной форме.
Подробнее...
Всем известное произведение Чернышевского "Что делать?" стало настоящим манифестом русской революции. Придуманный в тюремных застенках, он впервые (по небрежности цензоров) был опубликован Некрасовым в журнале "Современник". Что же притягивало и притягивает до нашего времени в данном романе прогрессивно размышляющую часть человечества?
Подробнее...
Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям. Именно они с удовольствием и радостью поглощали в университетских стенах не только познания, но и культуру, внося, в свой черед, в жизнь демократические обычаи своих маленьких провинциальных городков и очевидную неудовлетворенность старинным дворянским строем.
Подробнее...
Истинный герой своей эпохи, перед которым "преклоняется" Чернышевский, — это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает образ Рахметова и вся невинная, приподнятая атмосфера уважения и признания, которой окружен этот герой. Все это с несомненностью свидетельствуют, что центральная тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений "обыкновенных порядочных людей", а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига обычного человека, Рахметова. С образом Рахметова напрямую связано название романа "Что делать?".
Подробнее...
Если детально анализировать роман Н. Г. Чернышевского по содержанию, то выстраиваются три полочки. Одна состоит из этических взаимоотношений героев с окружающим обществом и друг с другом. На следующей находятся экономические исследования. А на последней, секретной полке — революционная деятельность Рахметова.
Подробнее...
"Что делать?" Н. Г. Чернышевского — произведение о новоявленных, современных писателю, людях, об их необычной для того общества жизни. То была передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция, вышедшая из разночинцев. Это были настоящие люди дела, пытавшиеся завоевать счастье для людей в битве с существовавшими незаслуженными социальными устоями. Они любили трудиться, страстно были увлечены и преданы науке, их моральные идеалы благородны и возвышенны. Эти люди создают личные взаимоотношения на обоюдном доверии и уважении. Разночинцы не испытывают сомнений в борьбе, не уходят от трудностей, ведут битву за идеал ясного и светлого будущего, за наилучшую жизнь. В их среде четко вырисовывается личность "особенного человека" Рахметова. Наверняка, стремясь веско обосновать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна в самом деле люди ординарные, обыкновенные, Чернышевский вводит персонаж титанического героя Рахметова, которого сам считает выдающейся и незаурядной личностью и именует необычным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Подобных людей чрезвычайно немного: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят все человечество, страдают от всякой совершающейся несправедливости, чувствуют в собственной душе огромное горе — плачевное прозябание миллионов людей и предаются выздоровлению от данного недуга со всем своим пылом.
Подробнее...
Впервые прочитав роман Н. Г. Чернышевского, современный молодой человек, скорее всего, усмехнется. Действительно, необычными выглядят взаимоотношения, принятые в семействе Лопухова и Веры Павловны. В доме имеются нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты ни один из супругов войти без стука и разрешения не может. Конечно же, вежливость и учтивость спутников жизни по отношению друг к другу находятся на границе странности, и весьма часто переходят данный рубеж. Ну а то, что Лопухов и Вера Павловна неизменно именуют друг друга "миленький" и "миленькая", решительно вынуждает размышлять об абсолютной противоестественности их взаимоотношений.
Подробнее...
|
|