Говоря об отечественной живописи советского периода, никак нельзя не упомянуть имя живописца и педагога Николая Петровича Крымова. Он, разумеется, не так известен, как Ракша или Юон, но, при ближайшем рассмотрении, его вклад в русскую культуру довольно значителен и велик. Его картины, изображающие простые моменты жизни, носят отпечаток какой-то тихой душевной радости и покоя, учат чему-то бесконечно светлому, как и подобает работам истинного педагога. Хотя и стиль написания его полотен сложно назвать «правильным» и точным, они определённо заслуживают внимания - в них много живости и простоты, того, что так ценно современным любителем живописи, уставшим от яркости красок и точности линий.
Сегодня мы рассмотрим одну из его картин, описывающих деревенский быт «Ветреный день. Бык», из названия которой уже сразу можно составить общее представление того, что будет открыто нашему взору.
Итак, картина перед нами. Мы видим спокойную глухую деревенскую местность, причём, рискну предположить, украинскую. Скромные белые хаты стоят, утопая в сочной летней зелени трав, кустарников и деревьев. Они огорожены маленькими и узенькими изгородями, призванными преградить путь скорее незадачливому поросёнку, нежели нарушителю спокойствия деревенских жителей. Некому, да и незачем тревожить покой домочадцев, всё спокойно, тихо и размеренно. Единственное, что нарушает общее впечатление спокойствия - это небо. Ровные летние краски лазури резко прерваны надвигающимся ливнем, а возможно и грозой. Тучи грозно приближаются, образуя клубки и причудливые формы. Кажется, что они задевают вершины деревьев, либо сами макушки берёз и осин закручивают тела облаков и туч в узоры, призывая тем самым дождь на землю, заждавшуюся влаги. Листва бешено трепещет под жестоким напором приближающегося урагана, кажется, что она стремится покинуть привычное насиженное место на ветвях. Пыль клубится на просёлочной дороге, просящей хоть несколько капель у грозного неба. Небо, однако, не собирается отказывать. Быть ливню, неизбежно быть.
Деревенские жители, уже знающие, какой сюрприз готовится подкинуть им природа, спешат загнать беспечно пасущийся скот. Мужчина на переднем плане взмахивает руками, приглашая двух грузных сильных быков направится под спасительный кров хлева, один из которых никак не возьмёт в толк, чего ради он должен оставить сочный корм - траву, такую вкусную, пусть уже и стелящуюся под напором ветра по земле. Он стоит, уставясь в небо в недоумении о того, как же сумело оно поменять свой лик так быстро, и явно не желает уходить домой.
Вся эта картина ценна не академизмом, а простотой своей - бесхитростной простой деревенской жизнью, которую так любо сердцу любого человека лицезреть. Картина излучает жизнь, дарит её своим зрителям.
< Предыдущая | Следующая > |
---|