Тема войны была затрагиваема художниками на протяжении многих десятилетий и веков. Столько, сколько существует страшное понятие «война», существуют и картины, иллюстрирующие события, так или иначе к нему причастные.
«Поле Куликово» - его последняя работа и одна из самых выдающихся в художественном смысле. Правая часть этого триптиха – «Проводы ополчения», и именно о ней я хочу рассказать сегодня.Одно из самых известных отечественных произведений живописи, посвящённых теме войны против татаро-монгольского нашествия - триптих Юрия Ракши «Поле Куликово». Этот художник - один из самых выдающихся портретистов двадцатого столетия в Советском Союзе. Он работал в очень многих направлениях: творческое население его не ограничивалось выставками в картинных галереях, он работал художником-оформителем фильмов, как документальных, так и художественных («Дерсу Узала», «Летят журавли» и многие другие), был самобытным скульптором и поэтом.
Борьба с гнётом Золотой Орды была без преувеличения самой страшной и ожесточённой в истории русского народа. Многие былины и легенды выросли из противостояния монгольской секиры и русского меча. Многие богатыри навечно остались в памяти народа. Многие достойные люди пали ради продолжения русского рода и для его освобождения от непосильного гнёта. Многие семьи осиротели, остались без добытчиков и любимых и дорогих людей. Многие моря слёз были выплаканы оставленными жёнами, детьми и родными витязей, уходящих на битву, с которой многим не было суждено вернуться.
Именно об этой трагедии и рассказывает картина Ю. Ракши. Нашему взору предстают освещённые предзакатным светом люди, провожающий богатырей. И какие разные чувства мы видим на лицах каждого из них! Молодая женщина, обессилев от горя, сидит, простоволосая, на земле; взгляд её красных глаз, полных слёз отчаяния и страха, устремлён вдаль, и мы, благодаря мастерству художника, буквально можем прочесть в них, что видит эта женщина своего мужа, одетого в кольчугу, при мече и щите, уходящего вдаль. Дети стоят, понурившись, невеселые мысли терзают детские головы.
Женщина, носящая под сердцем ребёнка, тоже смотрит вслед уходящим защитникам, но глаза её не хранят горьких слёз. Она приняла испытание, посланное Господом, и готова испить всю горькую чашу до дна. Она не знает, вернётся ли её любимый, не ломает руки от отчаяния... Она знает лишь то, что война закончится, что снова жизнь будет торжествовать, её любимый защитит её и её народ, она знает это. И вся она словно является олицетворением жизни, которая не погибнет, несмотря ни на что.
Много людей стоят, провожая русские войска, каждый думает о своём. Едино в них лишь одно - вера в победу, сознание, что их дело - правое, и оно будет вознаграждено.
Юрий Ракша мастерством своей кисти словно перенёс зрителей туда, на место скорби и надежды, где пыль, поднятая копытами коней витязей, застилает солнце. Мы видим эмоции провожающих, мы практически их ощущаем сами. И это бесценно. Я хочу сказать спасибо автору этого шедевра за то, сколько чувства и души он вложил в свою работу.
< Предыдущая | Следующая > |
---|