Сочинение. Анализ рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат»

Сочинение. Анализ рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат»

Печать
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» начинается с описания вокзала. Вокзал, полустанок - временное пристанище. Какая-то серость, неизвестность в нем, как и в образе «давно-покинутого дома». Как будто смазанная фотография, врезавшаяся в память не столько образами, сколько впечатлением. Но есть и то, что оживляет эту картину: «на втором пути тихо шипел котел горячего дежурного поезда». Что-то теплое слышится в этом шипении, что-то, что связывает этот замерший, уснувший где-то «недалеко от линии фронта» вокзал с домом, с Родиной, с жизнью. Паровоз — образ движения, надежды.

Само название состоит из двух частей: «Маленький» и «солдат». Солдат - воин, значит, храбрость, стойкость, сила воли. Солдат — образ жизни, склад ума.

«Маленький» - это только возраст, определение «маленький» не относится непосредственно к понятию «солдат». Некая противоречивость, несоответствие (антитеза) служит средством выражения основной мысли. Маленький - значит, ребенок; солдат — это не ребенок, не мужчина и не старик, солдат - это все сразу.

«Маленький солдат» - это уже образ. Слово «маленький» в таком сочетании становится емким эпитетом, сразу вводящим нас в ощущение трагедии войны.

В сюжете мы видим развитие антитезы, заложенной в названии, ее отклик, отзыв, как глухие орудийные удары. Когда читаешь описание мальчика: «серая шинель», «пилотка и сапоги», то невольно хочется воскликнуть: «Солдат!» А далее появляются «светлые глаза ребенка, ясно отражающие его грусть», словно они были «живой поверхностью его сердца», и к слову «солдат» невольно приходит определение - «маленький».

Композиция тоже необычна - фабула не совпадает с сюжетом: начало - образ дома среди войны, затем идет описание прощания мальчика с майором, после чего автор рассказывает нам его историю, скупо, просто перечисляя подвиги Сережи, после чего опять возвращаясь к реальности происходящего. Такое перетекание из прошлого в настоящее как бы символизирует непрочность связей на войне, насильственное их прерывание - встречи-разлуки, рождение-смерть, словом, «людям оттуда трудно вернуться друг к другу».

Война... От нее нельзя скрыться, уйти, она неотвратимо затрагивает всех, война внутри каждого человека, тем более ребенка. Впечатлительная детская душа главного героя - Сережи - впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: «ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны», он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом. Сам А. Платонов в одном из своих писем говорит о том, что война - ненормальное состояние, она неестественна, она нарушает жизнь людей, калечит их души. И «Маленький солдат» во многом звучит как боль от того, что война касается и беззащитной детской души. Но, с другой стороны, А. Платонов сам живет в этом времени, в войне, и в этом смысле его рассказ звучит и как бессилие изменить что-либо.

Когда я читаю «Маленького солдата», то представляю, как бы я снимала фильм по этому рассказу. Фильм обязательно черно-белый: вокзал – общим планом, потом сам мальчик, его глаза, его самого - крупным планом. Сцену прощания - крупным планом, переводя камеру то на майора, то на мальчика. История его, история ребенка, выросшего на войне, в войну и из войны, представляется мне как череда мелькающих черно-белых кадров...

Рассказ был написан в 1943 году, автор просто не мог не обратиться к теме войны, и, наверное, он хотел показать и то, как отражалась она в душе маленького человека, только вступившего в жизнь и уже вынужденного идти по ней самостоятельно, подчиняясь ее жестоким законам («характер его втянулся в войну»).

Сцена прощания десятилетнего Сережи с майором Савельевым - человеком, заменившим ему всех, как будто разорвана на части. Это выделено даже графически: практически каждое предложение начинается с нового абзаца - как будто всхлипы, вздохи, стоны.

Это «святое детство, откуда увела его война», все же отзывалось в ребенке, отражалось в его глазах, звучало в его верности «одному чувству и одному человеку». Этот рассказ, как мне кажется, - не просто описание истории Сережи Лабкова, это картина, изображающая войну с одной из ее самых трагических сторон, что подчеркивается и его открытым финалом.

В конце рассказа мальчик уходит в неизвестность, как уходили, наверное, тысячи, как растворялись в войне детские души. Образ этого мальчика, чью историю описывает А.Платонов, - это как будто остановившийся кадр, «пойманный» автором. «Все судьбы в единую слиты» (В. Высоцкий) - действительно, пришедший ниоткуда, пришедший без имени (просто «Маленький солдат»), мальчик и уходит в никуда. «Маленький солдат» - как обобщение, как собирательный образ, как надпись на могиле.


 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru