Имя этого писателя двадцатого века нам уже известно. Мы привыкли к его сказкам. В этих сказках отразилось жизнь русского народа в начале прошлого века.
Когда началась Великая Отечественная война, писатель создаёт ряд произведений о людях, взваливших на свои плечи тяжкую ношу ответственности за свою землю. В этих произведениях первый лан выступают образы простых солдат.
Так и в рассказе «Маленький солдат» без вступления, без экспозиции сразу слова: «Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы». Войны как будто и нет поблизости. Даже метафора со сравнением: «Тихо шипел котёл горячего дежурного паровоза,... будто пел успокаивающий голос». И эпитет «успокаивающий». Правда, здесь есть созвучие шипящих - это настораживает, вселяя некую тревогу.
На этом почти мирном фоне начинает разворачиваться действия. Два майора держат ребёнка лет десяти за руки9и пока непонятно, почему. Из диалога героев мы узнаём, что один из майоров отдаёт мальчика другому, а мальчик совсем этого не хочет.
Здесь мы в первый раз видим, что рассказ ведётся от лица автора, военного корреспондента, чутко чувствующего состояние другого человека.
Мальчик оказался бывалым. Несмотря на то, что ему исполнилось только девять лет, он уже хорошо разбирался в войне.
Когда высоко в небе пролетел разведчик, Серёжа сразу же определил, что зенитки его не возьмут. Далее рассказ нам представлен, как рассказ в рассказе, потому что в нём пойдёт речь от лица узнанного нами автора^ с места событий.
Он расскажет о Серёже Лабкове совершенно прозаическими словами, но мы сделаем совсем непрозаические выводы. Война - дело противоестественное и уж совсем на ней нечего делать ребёнку.
Майор Бахйчев уснёт. Уснёт и автор. А маленький Серёжа Лабков уйдёт. Уйдёт бог весть куда. А может быть, в отцовский полк, где были могилы его отца и матери. Словом, и там, и там его ждёт смерть.
Действие в рассказе начинается вечером и заканчивается утром. Здесь почти нет пейзажа, и интерьера, лирических отступлений. Да они и не нужны, так как война в них не нуждается, она только всё стирает с лица земли.
И время выбирает Платонов относительного затишья. Но от этого ещё неспокойнее на душе, потому что никто не может помочь десятилетнему ребёнку. Потому в последнем предложении стоят слова « может быть». Что они значат? Надежду ли нам подаёт автор или, наоборот, указывает на то, что жизнь Серёжи Лабкова закончится трагически в его десять неполных лет, скорее всего, трагически, так как в тексте есть удивительная по своей силе метафора, что сердце не может быть в одиночестве, оно просто не выдержит и умрёт.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
- Пророчество Платонова в повести «Котлован»
- Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Платонова
- Своеобразие внутреннего мира героев А. П. Платонова
- Истина как смысл жизни (по повести А. Платонова «Котлован»)
- Образ-символ у А. Платонова (по произведениям "Сокровенный человек" и "Котлован")