Характерной чертой в творчестве Ф. Достоевского есть постоянное увлечение теориями. Практически в каждом романе писатель разрабатывает некоторую теорию для общества и его герои пытаются ее либо опровергнуть, либо доказать. Это придает романам Ф. Достоевского некоторой философичности, нежели эпичности. Не зря некоторые исследователи называют его более «философом, нежели писателем».
В романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевский в лице студента Раскольникова пытается доказать: может ли простой человек совершить преступление и избежать при этом мук совести? Или только избранные могут творить зло? И может ли быть оправданным зло во имя добра?
Раскольников делит людей на две категории: одни – смиренные граждане, которые тихо-мирно плывут по жизни, молча принимая все пинки судьбы. Другие – те, кто имеет право творить «судьбу»: вершить злодеяния даже во имя добра. Первые живут по течению жизни и не имеют права претендовать на изменения в ней, их удел – терпеть и смирятся. Другие могут изменять жизнь, делать поступки, которые влияют на судьбы остальных людей, творить не только добро, но и зло, вплоть до убийства.
«Тварь ли я дрожая иль право имею?» - спрашивает себя главный герой. И в этом вопросе заключена вся теория Раскольникова. И именно это он пытается проверить на практике. Свято убежденный в своей теории, Раскольников решается на убийство. К подобной «классификации» людей его подводит его образ жизни, студенческие бедные будни, наблюдение за людьми. Как и в остальных своих романах, Ф. Достоевский в «Преступлении и наказании» сначала в образе героя некоторое время «вынашивает» эту теорию и только со временем решается проверить ее на практике.
Но впрочем как и ожидалось главный герой сталкивается с некоторыми сложностями.
Одно убийство влечет за собой другое. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. А среди мыслей его проскакивают и сожаление, и чувство вины, и угрызения совести, и желание сознаться и множество других смешанных чувств.
Читатель понимает, что подобная теория – абсурд. Но Ф. Достоевский не приводит Раскольникова к такому же выводу. Студент хоть и несет наказание, но остается непереубежденным.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
- Сочинение «Преступление и наказание»
- Сочинение. Две трагические судьбы в романе Достоевского «Идиот».
- Соня - олицетворение горя людского (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- Раскольников и его «двойники» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Мои раздумья над романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»