В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» ярко очерчены общественные настроения предреволюционной России. На этот период пришелся кризис дворянства, потеря им влияния в обществе. Мы знакомимся с взаимоотношениями людей в это переломное для страны время – когда уже очевиден крах настоящего, но еще не совсем понятно, каким же будет завтра.
Сюжет произведения развивается вокруг разорения дворянской семьи Раневской, а именно – вокруг любимого ею вишневого сада. Пока тот цветет и плодоносит, он держит героев комедии вместе. Но с его утратой связь представителей разных сословий, мышлений и поколений также теряется.
Все герои живут в одно время, но одни из них все время оплакивают прошлое, другие существуют лишь здесь и сейчас, а третьи всецело поглощены мыслями о грядущем. Так, для представителей старшего поколения (Раневской и ее брата Гаева), прошлое является олицетворением самого лучшего в их жизни. О нем они вспоминают с упоением, ведь раньше им не нужно было думать о материальных ценностях. Аристократия, казалось бы, крепко стояла на ногах, но была и другая сторона. Процветало крепостничество, а острое социальное неравенство рано или поздно любую государственную систему приводит к упадку. Так и случилось: теперь не только помещики, но и их слуги оказались растерянными перед новыми жизненными условиями. Например, Фирс тоже не смог приспособиться, так как не представлял себя вольным человеком, поэтому и остался служить при Раневской. Фирс умирает, что символизирует гибель дворянского класса, по крайней мере, в былом виде.
Персонажи, олицетворяющие прошлое, бездействуют, не пытаются сохранить свое наследие. Ключевым моментом в пьесе становится день торгов, когда сад уходит к предприимчивому коммерсанту Лопахину. Здесь прошлое переходит в настоящее. Но следует отметить, что время в произведении связывают не только герои, также в этом участвуют различные детали – это и старые предметы интерьера, и сам вишневый сад, и воспоминания о минувших днях и живших когда-то людях, и вселяющие надежду грезы о лучшем.
В лице Лопахина мы видим тот самый новый класс, который и сменит аристократов. Характерной чертой представителей настоящего в комедии можно назвать смекалку, практичность, предприимчивость. Лопахин работает, предпринимает всевозможные действия для того, чтобы взойти по социальной лестнице. Первым делом он ищет способ спасти родовое имение Раневской и советует владельцам сделать из него экономически выгодное предприятие. Но они не хотят так менять свой жизненный уклад, поэтому просто ждут, когда их имение уйдет с торгов за долги. Писатель все же намекает, что будущее не за Лопахиными. Такие, как он, руководствуются лишь стремлением обогатиться, а новую жизнь в стране будут строить уже другие. Так Чехов показывает, как важна была роль буржуазии в формировании новой демократической силы, которая в итоге придет ей на смену.
Представителями будущего автор выбрал Аню и Петю Трофимова. Аня хочет работать, чтобы содержать себя и мать, она верит в лучшее. Но писатель указывает нам на ее молодость и, как следствие, неопытность, наивность. Петя же только ведет пустые разговоры о труде и создании нового, критикует дворян за бездельничество, а сам только призывает, но не делает. Так, призыв Пети позабыть о вишнях, бросить их на погибель, наталкивает на мысль, что человек с таким равнодушным отношением к минувшему не будет заботиться и о будущем.
Автор оставляет вопрос о том, за кем же будущее, открытым. Сад погибнет, и для всех героев это станет своеобразным концом, но будет ли новая жизнь лучше, и какими путями герои придут к ней – остается только домысливать.
Пьеса рассказывает нам об ответственности каждого отдельного гражданина за все, что происходит в обществе, стране. Вишневый сад стал символом нашей прелестной Родины, за судьбу которой и тревожится Антон Павлович.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
- Сочинение А. П. Чехов «Студент» – христианские мотивы в рассказе
- Сочинение на тему: "Одиночество среди людей (по рассказу А. П. Чехова «Тоска»)"
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова
- Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
- Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»