Сочинение А. П. Чехов «Студент» – христианские мотивы в рассказе

Сочинение А. П. Чехов «Студент» – христианские мотивы в рассказе

Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Обращение писателей к библейской тематике является традиционным в русской литературе. Так, мотив христианского прозрения в своем творчестве использовал А. П. Чехов, и ярким тому примером служит его рассказ «Студент».

Сюжет этого лирического произведения развивается вокруг юноши Ивана Великопольского, который учится в духовной академии. Мы знакомимся с героем, когда он покинул родительский дом, разуверившись в своем отце и в Боге. Мир вокруг кажется ему бессмысленным, унылым и серым. И хоть его отец – дьячек, а сам он – студент церковного учебного заведения, он колеблется в своих мыслях, ведь его жизненный опыт еще совсем мал. Во внутренний конфликт героя автор вложил глубокий духовный смысл, здесь прослеживается евангельский мотив скитания, а Ивана можно назвать «блудным сыном». Причем само его имя, если провести аналогию Иван – Иоанн, несет в себе божественную символику. Герой уходит, чтобы пойти путем духовных испытаний, который приведет его к преображению.

Мрачная холодная погода, не благоприятствующая прогулкам, а также лютый голод наталкивают героя на рассуждения о судьбе своей Родины, о ее тысячелетней истории. Мысли Ивана полны печали и сомнений. Стоит отметить, что действие приходится на Страстную Пятницу. Автор не зря указывает нам, что Иван именно в такой важный для христиан день собрался пойти на охоту после церковных служб. Здесь прослеживается мотив вероотступничества, ведь будущий служитель церкви, истинно верующий человек, сострадающий мукам Христа, просто не может пойти развлекаться в такой день.

В следующем эпизоде герой случайно встречает двух женщин. Это вдовы – Лукерья и ее мать Василиса, представляющие простой русский народ, о котором и печалился Иван. Он вступает с женщинами в беседу, в ходе которой пересказывает им библейскую притчу о Петре и его отречении от Спасителя. Это исповедь героя, в которой он пытается оправдать Петра, сравнивая его поступки и переживания со своими. Иван использует и простонародную лексику, и некоторые церковнославянские слова, например: вечеря, петел. Обращает на себя внимание схожесть описаний в рассказе Ивана с реальной обстановкой, окружающей его: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр». Но Иван прерывает свой рассказ, не окончив его. Очевидно, что он рассчитан на тех, кто уже знаком с этой евангельской историей. Лукерья и Василиса знают, что, несмотря на отречение Петра, Христос не стал меньше любить своего ученика, а простил его. Поэтому история вызвала у женщин очень живой отклик, поразивший Ивана. Ведь в каждой из них он пробудил какие-то воспоминания о своих душевных мытарствах. Когда юноша прощается с женщинами, он понимает, что рассказанная им история имеет смысл, в первую очередь, для него. В душе героя настает просветление – это кульминация произведения.

Иван, как и Петр, уступил малодушию, потеряв веру, но случайная встреча изменила его мировосприятие и жизнь стала для него «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Используя библейские мотивы в своем произведении, А. П. Чехов напоминает нам о том, как важны христианские ценности, придающие людям силу и веру, а жизни – осмысленность.


 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru