Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли, на этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь»? Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда».
Подробнее...
Существует мнение, что каждый писатель, сколько бы ни создал за свою жизнь, в сущности все время пишет одно и то же единственное произведение, образно говоря — «книгу жизни». И последняя точка в конце последнего произведения одновременно является и последней точкой в этой «книге». Финально-обобщающее творение Александра Блока — известная поэма «Двенадцать». Может быть, даже — печально известная, ведь она «подарила» автору множество врагов по обе стороны идеологических баррикад.
Подробнее...
"Окаянные дни" — так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.
Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений — поэму "Двенадцать", которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.
Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.
Подробнее...
Говорят, история человечества — это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб сколько боли принесли они людям! Но, по-моему, ни одна война не имела для России столько последствий, не принесла столько несчастий, сколько принесла их Октябрьская революция. Сейчас, с высоты времени, мы понимаем, чем была Октябрьская революция на самом деле, знаем, что такое советская власть, социализм и коммунизм. Каждый школьник может объяснить, почему идеи большевиков не могли быть воплощены в жизнь. Но тогда, восемьдесят с лишним лет назад, многие люди думали иначе. К ним относился и Александр Блок.
Подробнее...
Александр Блок — одна из драматических фигур нашей истории. Он трагичен ролью ненасытного романтика революции, гения, видевшего своими глазами "слепой и беспощадный русский бунт". Он трагичен пониманием своей цены, которую русская интеллигенция заплатила за бесовское наваждение — веру, что к "солнечному краю непочатому" можно прийти только через кровь, разрушение старого строя и, наконец, новую "пугачевщину". Свидетелем тех страшных лет в Росси и стал гениальный исследователь того, что мы называем "русская революция" Александр Блок. Ибо поэзия для него – это своеобразная художественная лаборатория, в которой поэт исследует определенное явление.
Подробнее...
Символ — это один из методов тайного сопоставления. От остальных сходных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, их отличает многозначность. Любой человек воспринимает их настолько, насколько ему это приходится по нраву, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы зарождаются не только благодаря намеренному желанию автора, чтобы читатель узнал в них что-то абстрактное, но и по инстинктивным факторам. Нередко они объединены с крайне метафизическими ассоциациями писателя по отношению к различным словам, объектам и поступкам. В какой-нибудь мере символы служат при выявлении авторской точки зрения, однако из-за неоднозначности их восприятия никаких истинных заключений, обычно, выработать невозможно.
Поэма Александра Блока "Двенадцать" достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
Подробнее...
Блок принял Октябрьскую революцию как редкостную возможность для огромного внутреннего обновления, для устройства новой жизни по канонам красоты и гармоничного созвучия. Такие настроения отобразил Блок в поэме "Двенадцать", которую считал наилучшим из всех произведений, им написанных. Об этом говорилось в статье "Интеллигенция и Революция", создававшейся в то же время — в январе 1918 г. В "Двенадцати" Блок приветствовал гибель прежнего мира и триумф новоиспеченной революционной стихии:
Подробнее...
Творчество Александра Блока — великого поэта начала 20 века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. Блок — прямой и законный наследник русской культуры XIX века. Поэт чутко вслушивался в пророческие голоса классиков накануне грозовых лет. По силе давления, страсти отстаивания своих взглядов и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые насущные вопросы современности, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
Душа Блока была обвеваема и закружена суровыми вихрями социальных катастроф и общественных потрясений. Блок — современник русско-японской войны и первой мировой войны, трех революций. Он свидетель гибели буржуазно-дворянской России, краха монархической власти и рождения Советской республики.
Подробнее...
|
|