Истинный виртуоз классической драмы Жан Батист Мольер создал поистине знаковую комедию «Тартюф», которая стала его наиболее известным произведением. Невзирая на то, что в ней он подверг беспощадной критике самые отвратительные человеческие пороки: подлость, глупость, лицемерие, сладострастие, эгоизм и жажду наживы, она считается венцом французской драматургии.
Несмотря на всё новаторство Мольера, его комедия – это классическое произведение. В ней есть все черты жанра, единство трёх составляющих: время, действия и места, а описанное время комедии не больше суток и не выходит за рамки одного помещения.
При этом сама композиция комедии не отличается оригинальностью. Каждый герой «Тартюфа» имеет по одной главной черте характера, доминирующей на протяжении всего произведения. Но черта эта настолько яркая, что интерес к сюжетной линии не падает все 5 актов. Центральный персонаж – человек, лишённый каких либо моральных качеств и устоев, из всего человеческого у него только физическая оболочка.
Святоша-грешник, он живёт по простому принципу: «Греши тихо и всё сойдёт с рук!».
Тартюф просто кладезь пороков: страсть к чужой жене, грабёж людей которые его кормят, полное отсутствие страха перед властями и Богом. Но его образ был бы не полным, если бы в противоположность ему не противопоставлялась горничная Дорина.
Девушка умная, активная и бойкая на язык. Даже в этом проглядывается ироничность ситуации, где коварному священнику противостоит не просто женщина, а обычная служанка, тогда как господа вместе с главой семейства трепещут перед коварным поработителем. Все герои комедии ведут себя так, будто до конца не могут поверить в лицемерие главного героя и в непроглядную глупость покровителя Тартюфа - Оргона.
В финале пьесы богатая семья оказывается просто на грани разорения и ареста, благодаря одному человеку и только король, истинный защитник обездоленных подданных может спасти ситуацию.
Комедийность жанра абсолютно не мешает Мольеру органично вводить в произведение классические рамки. Обращение к «незнатным» слоям общества позволило вывести комедию на социальный уровень, где одинаково хорошо и правдиво показана внутренняя несостоятельность не только правящего класса и всего высшего общества, но и безграничная жажда жизни и просветления низов. Тартюфу – человеку уважаемому в высшем обществе, противопоставляется простая горничная Дорина, единственный оплот разума во всём произведении. Герои «Тартюфа» - это не жанровые герои в классическом проявлении, а люди обычные, живущие своей жизнью, но это не делает комедию менее интересной.
Мольер в своей комедии высмеивает то, как одна религиозная проповедь может разрушить семейные и человеческие отношения. Условия того времени не позволяют ему открыто уличать чиновников и святош в их некомпетентности, поэтому он виртуозно это делает в своих обличающих строках и лишь умный и думающий человек способен понять истинное положение вещей. Он говорит не сам, а даёт возможность своему положительному персонажу Клеанту – высказывать авторские идеи на протяжении всего произведения. Пытаясь поговорить с Оргоном и раскрыть ему истинное положение вещей, Клеант доказывает, что настоящая вера не имеет ничего общего с ханжеством и жестокостью.
< Предыдущая |
---|