• В. Брюсов - поэт серебряного века

    Печать
    Рейтинг пользователей: / 4
    ХудшийЛучший 

    Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и «идеолог» символистского движения. Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда худож­ник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.

    Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту»:

    Юноша бледный со взором, горящим.

    Ныне даю я тебе три завета:

    Первый прими: не живи настоящим.

    Только грядущее — область поэта.

    Помни второй: никому не сочувствуй.

    Сам же себя полюби беспредельно.

    Третий, храни: поклоняйся искусству.

    Только ему, безраздельно, бесцельно.

    Юноша бледный со взором смущенным!

    Если ты примешь мои три завета.

    Молча паду я бойцом, побежденным.

    Зная, что в мире оставлю поэта.

    Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не со­бытие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.

    Тень несозданных созданий

    Колыхается во сне,

    Словно лопасти латаний

    На эмалевой стене.

    Фиолетовые руки

    На эмалевой стене

    Полусонно чертят звуки

    В звонко-звучной тишине...

    Тайны созданных созданий

    С лаской ластятся ко мне,

    И трепещет тень латаний

    На эмалевой стене.

    («Творчество»)

    Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэ­ту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с на­блюдением конкретных предметов. И из реальной жизни рож­дается почти фантастический пейзаж:

    ...Я вернулся на яркую землю,

    Меж людей, как в тумане, брожу,

    И шумящему говору внемлю,

    И в горящие взоры гляжу...

    Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонанс (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.

    Мой дух не изнемог во мгле противоречий.

    Не обессилел ум в сцепленьях роковых.

    Я все мечты люблю, мне дороги все речи,

    И всем богам я посвящаю стих...

    И странно полюбил я мглу противоречий

    И жадно стал искать сплетений роковых.

    Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,

    И всем богам я посвящаю стих.

    («Я»)

    Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него:

    Если б некогда гостем я прибыл,

    К вам, мои отдаленные предки, —

    Вы собратом гордиться смогли бы.

    Полюбили бы, взор мой меткий...

    Я буду, как все — и особый.

    Волхвы меня примут, как сына.

    Я сложу им песню для пробы,

    Но от них уйду я в дружину.

    Гей вы! Слушайте, вольные волки!

    Повинуйтесь жданному кличу!

    У коней развеваются челки,

    Мы опять летим на добычу.

    («Скифы»)

    К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов. Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. «...Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха»,— писал Валерий Яковлевич.

    Я люблю большие дома

    И узкие улицы города, —

    В дни, когда не настала зима,

    А осень повеяла холодом.

    Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.

    Я люблю одно: бродить без цели

    По шумным улицам, один;

    Люблю часы святых безделий,

    Часы раздумий и картин...

    В теснине стен я весь на страже;

    Да уловлю Господень лик!

    («Люблю одно»)


     
    kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru