Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы. Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы, войне как величайшем зле для земли и человека.
Подробнее...
Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога, ни в приметы, уже через несколько минут начал во всём каяться и винить себя за то, что никогда не верил ни в бога, ни в чёрта. Как человек живёт своей жизнью, тихо спокойно, вроде бы ни кому не причиняя зла, а случается что-нибудь и человек меняется на глазах, у него вдруг появляются грехи, за которые он так и не расплатился.
Подробнее...
Произведения, так или иначе связанные с темой деревни, обычно называют «деревенской прозой». О деревне написаны очень разные по жанру книги: повести В. Астафьева и В. Распутина, социально- эпопейная трилогия Ф. Абрамова, нравовоспитательные романы В. Можаева, рассказы В. Белова и В. Шукшина. Какое же место в литературе о деревне занимает творчество В. Астафьева и, в частности, его повесть «Царь-рыба»?
Подробнее...
Автор повести "Пастух и пастушка" сам определил жанр произведения – "современная пастораль", таким образом, определяя его смысловую композицию: столкновение сентиментальности (пастух и пастушка, чувствительность, неповторимость любви) и суровости войны.
В центре повествования – взвод под командованием лейтенанта Бориса Костяева. Весь сюжет умещается в несколько дней (после расставания Бориса и Люси пропущено некоторое время, которое можно не учитывать). Но это не означает, что он [сюжет] заключен в четкие временные рамки. В тексте присутствуют упоминания и о более раннем периоде – это воспоминания Бориса о его детстве, а также письмо его матери, которое он зачитывает Люсе. Это, кстати, внесюжетный элемент, также являющийся часть композиции и вводящий в повествование новых героев – родителей Бориса. Кроме того, имеются и другие элементы "извне" — это цитата из Пушкина о "мимолетном видении" и знаменитое фетовское "На заре ты ее не буди…". Такие небольшие переносы в прошлое создают своеобразную атмосферу каких-то патриархальных воспоминаний, сентиментальных, и способствует осознанию читателем повести, действительно, как пасторали.
Подробнее...
В. П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Его детство — тяжелее не выдумаешь. Когда Астафьеву исполнилось всего семь лет, его мать утонула в Енисее. Ее светлой памяти в дальнейшем он посвятит свою повесть "Перевал". А много позже знаменитый писатель Виктор Астафьев произнесет со скорбной сыновней любовью: "И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь..."
Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа "Тают снега") в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение, конечно, тоже было. Читал он всегда много. И были в этом детском и юношеском списке, конечно, и Горький, и Шолохов.
Подробнее...
Центральная тема творчества Виктора Петровича Астафьева – тема взаимоотношений природы и человека, их взаимосвязи и нераздельности. В этом отношении роман "Печальный детектив", наряду с несколькими другими произведениями, такими, например, как "Кража" – не самое характерное для творчества писателя. Но оно отражает проблемы, актуальные времени. Здесь Астафьев рассматривает человека во всей сложности его взаимоотношений с обществом и собой, показывает, как можно потерять и найти себя в многообразии жизни.
Подробнее...
Гумманизм Астафьева, его непримиримость ко всякому злу и его светлая любовь и восхищение красотой Земли, которая должна поднимать души человеческие, делая их прекрасными, проявляется в каждом его произведении.
"Нравственность есть Правда", — писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Астафьев "по натуре своей – моралист и певец человечности", в судьбах своих героев "выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему" — отмечает критик А. Макаров.
Подробнее...
В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого круга. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней.
Подробнее...
|
|