Уильяма Шекспира называют писателем-гуманистом, мастером драматургии и легендой не только времен Ренессанса, но и литературы в целом. Чтобы понять творчество любого писателя, необходимо рассматривать его произведения в контексте той эпохи, во время которой они были написаны. В случае с Шекспиром – это старая добрая Англия XVII века, над которой нависла угроза, исходящая от пришедшей к власти династии Стюартов.
В этот период страну раздирали политические противоречия: с одной стороны – новое монархическое правительство, ставящее свою власть выше парламента и всех судов, с другой стороны – негативно отреагировавшее на такую монополию общество. Менялся социальный строй, а с ним и религиозное мировоззрение общества. Активный труд стал синонимом богоизбранности, принципы католицизма отходили в прошлое. Жизнерадостные когда-то англичане-католики столкнулись с пуританами, отвергавшими комфорт в быту и любые наслаждения. Последователи пуританства объявили смыслом жизни денежные накопления, ввиду чего активно развивавшаяся до этого гуманистическая культура оказалась под ударом. Идеи гуманизма, утверждающие главные человеческие ценности, подверглись сомнениям. Прежние идеалы были не актуальны в условиях новой реальности. В своих трагедиях Шекспир рассказывает как раз об этом кризисе.
В «Ромео и Джульетте» ниспровергаются феодальные предрассудки, столкнувшись с которыми, двое влюбленных решают расстаться с жизнью. Действие развивается в Италии, хотя сюжет навеян, скорее, английскими реалиями. Дети двух враждующих семей полюбили друг друга. Автор дает нам понять, что устои феодализма не имеют власти над силой страстей влюбленных. Одна из гуманистических идей пьесы – утверждение, что саму личность нужно ценить выше происхождения:
«Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет».
Отвергая одни человеческие ценности, герои отдают предпочтение другим. Так, отрекаясь от семьи и имени, чтобы стать женой любимого ей человека, Джульетта ясно осознает, чего ей стоит ждать от ее выбора. Тайное бракосочетание и побег из родительского дома в итоге приводит не только к смерти главных героев, но и к трагической гибели их близких. В этом Шекспир и видел трагедию своего времени: различные, но одинаково важные гуманистические идеалы не могли гармонично сосуществовать.
В противовес Джульетте, Ромео слишком увлечен чувствами и мало думает о последствиях своих поступков. Но после венчания в нем происходят перемены: родовая вражда ненавистна и не понятна ему. Автор убивает рукой Ромео Тибальта, но лишь для того, чтобы усилить эффект фатальности судьбы героев, посмевших пойти против общепринятых правил. В образе Тибальта видим категоричного сторонника родовых обычаев, который не признает других ценностей. До последнего он отстаивает свои убеждения, становясь их жертвой.
Каждый из героев пьесы отстаивает те гуманистические идеалы, которые считает наиболее важными. Второстепенные персонажи не являются исключением. Например, мудрый монах Лоренцо стремился примирить враждующие семьи, согласившись обвенчать их детей. Друг Ромео, Меркуцио, как нельзя лучше отражает характерные черты личности эпохи Возрождения – жизнелюбие, оптимизм, остроумие. Шекспир представляет нам историю дружеской преданности в образах Бенволио и Меркуцио. Гибель последнего вопиюще несправедлива, что только подчеркивает нелепость вражды двух кланов.
Трагизм всей пьесы, и особенно ее развязка, служат назиданием враждующим. От ненависти не стоит ждать добра, зло порождает зло. Но обман Джульеттой собственных родителей тоже нельзя назвать благородным поступком. Заставив родителей поверить в свою смерть, она обрекла себя на истинную гибель – сначала моральную, а затем и физическую.
Влюбленные не захотели жить друг без друга и решили умереть. Но их самоубийство ни в коем случае не является примером для подражания. Победив семейные распри, герои уже не смогут счастливо жить в мире, где их родственники помирились. Чувство любви торжествует, но цена победы несоизмерима с принесенными жертвами. Закономерно звучит риторический вопрос автора:
«Где вы, непримиримые враги,
И спор ваш, Капулетти и Монтекки?»
Действительно, в свете событий пьесы враждующие кланы кажутся просто капризными детьми, неспособными жить разумно, в мире и согласии. Говорил ли Шекспир о феодальных предрассудках, об Англии или о мире в целом – не имеет значения. Главное, что его лирический сюжет несет в себе огромную гуманистическую ценность, ведь он дает почувствовать, что является в жизни по-настоящему важным.