Характер каждого человека закладывается в детстве. Очень большое влияние оказывают воспитание, условия жизни, среда, в которой вырос ребенок. Это накладывает некоторый отпечаток и потом дает знать о себе в течение всей жизни. Все мы «родом из детства», у каждого из нас свое воспитание.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» нам показаны две системы воспитания: Обломовка, в которой провел свое счастливое, безмятежное детство Илья Ильич Обломов и воспитание Андрея Ивановича Штольца, хорошего друга Илюши. Мне хотелось бы подробнее остановиться на детстве Штольца.
Воспитанием Штольца в основном занимался отец. Он старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Он в детстве приучал сына самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вспомним, что отец забирал у него обычно деньги и выдавал лишь на необходимые вещи. Частенько отец поступал с сыном жестоко. Так, он выдворил его из дома за невыученные уроки. Вместе с отцом Штольц вел хозяйство, учился разбираться в разных вещах. Отец с самого детства приучал Штольца к труду: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей», — скажет потом Штольц.
Штольц получил хорошее образование. Отец очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний. Андрей сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова.
В 14—15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недосмотрел, дал промах. Можно сказать, что Штольц получил правильное, рациональное воспитание.
Читая о воспитании Штольца, возникает вопрос: любит ли отец Андрея? Думаю, что любит и воспитывает его по-своему, по-немецки. Так, наверное, воспитывал отца Штольца его отец.
Самая напряженная сцена в романе — это прощание Штольца с отцом. Нас поражает эта сцена. Отец и сын — два родных человека — прощаются навсегда, они знают, что это навсегда. Но ни слезинки не пролил отец, ничто в нем не колыхнулось. Только почти надрывное «прощай». Неужели ему не стало жалко сына, который едет в неизвестность. Мне кажется, ему хотелось обнять сына, поцеловать его и даже, может быть, заплакать. Но отец не мог этого сделать. Тогда бы рухнула вся система его воспитания.
Жесткое воспитание отца закалило характер Штольца. Благодаря такому воспитанию из него действительно что-то получилось, он многого добился благодаря серьезной жизненной закалке.
Многие критики обвиняли И. А. Гончарова в том, что Штольц духовно беден.
Н. А. Добролюбов видел в нем лишь буржуазного дельца — предпринимателя. А. П. Чехов назвал Штольца «продувной бестией».
Мне кажется, что критики все-таки правы. Такое воспитание, какое получил Штольц, сделало из него подобие какой-то машины: он почти никогда не волнуется, не переживает. Живет он строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Его жизнь как точный график времени отправления поездов, а сам он — поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал — это достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности.
Слишком идеален получился Штольц, а ведь в жизни не существует идеала.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
- Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
- «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
- «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
- «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
- «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет, - сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский)