«Черный человек» - одно из самых противоречивых, искренних, надрывных произведений Сергея Есенина. Сам поэт проводит в данном произведении параллель с «черным человеком» из поэмы «Моцарт и Сольери» А. С. Пушкина.
Для Сергея Есенина его «черный человек» - это альтер-эго поэта, его второе я. «Черный человек» становится воплощением всего самого худшего, что видит в себе автор или наоборот, не желает в себе видеть. Этот персонаж - воплощение крушения надежд, самоуничижения через жесткую критику, которая обличает все прегрешения. «Черный человек» рассказывает главному герою о жизни «какого-то прохвоста и забулдыги», и герой узнает в этом свою собственную жизнь.
Данная поэма является одним из самых драматичных и трагичных произведений поэта, в отличии от большинства вдохновленных лирических произведений, посвященных красоте жизни, природы и родной земли. Здесь мы видим, что душа поэта была полна терзаний, смятения и противоречия. «Черный человек» осуждает поэта в бессоннице, ведь «подлецам» не свойственны душевные мучения.
Критика «черного человека» по отношению к автору произведения неистова и безжалостна, он обвиняет поэта в фальши, обмане, неискренности, пафосе его душевных терзаний. Но когда читаешь это произведение, приходит осознание, что это - своеобразная исповедь поэта, его обращение к самому строгому из судей – к читателю. Сергей Есенин раскрывает перед нами весь арсенал своих душевных терзаний с желанием быть понятым и получить отпущение грехов, которые так терзают его совесть. Это исповедь человека, который изо всех сил пытается скрыть свои мучения : ведь самое высшее в мире искусство – казаться улыбчивым и простым при тяжелых утратах и когда тебе грустно.
Эта поэма производит сильнейшее впечатление на читателя не только из-за глубокого смысла, который автор вложил в произведение, не только из-за силы трагизма, но и благодаря смысловым интонациям, которые становятся на свои места во время чтения. Данная поэма способна разрушать иллюзии, сталкивать с реальностью и передает огромный накал чувств. Заставляет сопереживать и сочувствовать, пребывать на грани реального и нереального.
«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.»
Диалог между ангелом и демоном поэта рассевается к утру, кошмар заканчивается и страдания утихают. Борьба сознания и подсознания заканчиваются… Но надолго ли, является ли это действительно окончанием войны, или же просто временным перемирием, затишьем перед бурей…
< Предыдущая | Следующая > |
---|