«Гобсек» Оноре де Бальзака рисует нам картину жизни родины писателя в период, предшествующий революции 1830 года. Автор дает читателю возможность понаблюдать за событиями во Франции глазами ее многочисленных жителей, из жизненных историй которых складывается целое историческое полотно.
Создавая свое произведение, Бальзак объединил в одно целое элементы сразу нескольких видов структурирования сюжета. Повествование в «Гобсеке» организовано как рассказ в рассказе, что типично для рамочной композиции. Такая форма обязательно предусматривает наличие рассказчика – наблюдателя, в уста которого автор вкладывает свою историю, а сам дистанцируется. В «Гобсеке» им является адвокат Дервиль. Он рассказывает виконтессе де Гранлье о судьбе знакомого ему ростовщика по имени Гобсек, а рамкой в этом случае служит описание салона виконтессы и любовная история ее дочери. Причем произведение заканчивается тем же, чем и начиналось – беседой Дервиля и де Гранлье в салоне, а это уже отличительная особенность кольцевой композиции. Обрамляющий рассказ, как и основной, не имеет четкой развязки: неизвестно, получит ли сын графа свои богатства, женится ли на Камилле, так же как остается неизвестной судьба сокровищ ростовщика.
Дервиль в «Гобсеке» является посредником между читателем и автором. Его рассказ должен повлиять на мнение высшего общества Парижа о женихе Камиллы. Стряпчий не только освещает некоторые эпизоды жизни четы де Ресто и Гобсека, но и оценивает описываемые им события и характеры. Порядочный, честный и трудолюбивый адвокат Дервиль внушает доверие читателю, поэтому благодаря своему рассказчику Бальзак добивается эффекта объективности при описаниях. К тому же, Дервиль, будучи юристом, разъясняет виконтессе, а через нее и читателям, юридическую терминологию, которая встречается в его истории. Бальзак изображает своего героя с двух сторон: каким его видит он сам, и каким его видит общество. Вместе с повествователем мы постепенно знакомимся с Гобсеком, один за другим узнаем факты о нем, видим ситуацию разными глазами. Это способствует особенной атмосфере произведения, придает рассказу глубину и достоверность. Так, в довольно небольшом по размеру произведении автор сумел с помощью сложной композиции более полно раскрыть характер главного героя.
Учитывая все сюжетно-композиционные особенности «Гобсека», можно определить его жанр как «новеллу» – то есть небольшое произведение эпического характера с авантюрным сюжетом. И хотя здесь не встретить неожиданных поворотов, а каждый поступок героев логичен и мотивирован, все же действие «Гобсека» динамично и драматично за счет внутренних противоречий и различных контрастов. Изысканная обстановка салона де Гранлье и неспешность беседы его хозяйки с гостем сильно контрастируют с предметом этой беседы – с алчностью ростовщика и грязными откровениями о семье де Ресто. Следует отметить, что важное место в новелле отведено портретам и интерьерам, различным детальным описаниям экспозиции. Бальзак умело использовал эти приемы в своем творчестве, обнажая пошлость буржуазии и стремясь с разных сторон показать жизнь всех общественных сословий.
< Предыдущая |
---|