Краткая жизнь поэта, наполненная неистовым горением (о поэзии Лермонтова)

Краткая жизнь поэта, наполненная неистовым горением (о поэзии Лермонтова)

Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Образ Михаила Юрьевича Лермонтова встает перед читателем со страниц его произведений. Поэт Константин Бальмонт охарактеризовал Лермонтова как человека, который "презрением могучим к бездушным людям, к мелким их страстям" "подобен молниям и тучам", то есть его личность чужда всего низкого и мелочного. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова по праву внесено народом в ряд имен величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.


Лермонтов был человеком безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он "вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество", — писал о нем современник. Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В. Г. Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни. 

Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегните к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы "Демон" и "Мцыри", эпическую поэму "Песнь про царя Ивана Васильевича...", гениальный роман "Герой нашего времени", положивший начало русской психологической прозе. Из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики.

Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:

Редеют бледные туманы

Над бездной смерти роковой,

И вновь стоят передо мной

Веков протекших великаны...

Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — "Мцыри". Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина.

У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:

Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной.

И о земле позабывал...

Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова "резко ощутительное присутствие мысли". И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям — "Не верь себе", "Сказки для детей", "Демон", "Дума".

И ненавидим мы, и любим мы случайно.

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Природа наделила его страстями. Когда ему была всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего "Ангела":

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и навсегда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Свою поэму "Демон" он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:

Я кончил, и в груди невольное сомненье:

Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,

Стихов неведомых задумчивое пенье.

Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы.

Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.

"Мцыри" — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. "Мцыри" продолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в "Кавказском пленнике", а ситуация бегства к людям, на родину.

Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова ("Мцыри", "Исповедь", "Боярин Орша") Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует "темницу" земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.

Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в младенчестве играл,

Я б рай и вечность променял

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, "вкусив" свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:

Когда я стану умирать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет...

Мир романтизма постепенно уступил место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. В его поэзию вторглась повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 3040-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. В лучших своих стихах "Родина", "Валерик", "Завещание", "Бородино" Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта. Поэт словно чувствовал, что на земле ему отпущено очень мало времени и сумел реализовать свой талант в этот предельно короткий срок. Рано погибший Лермонтов стал бессмертным благодаря своему могучему писательскому дару.


 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru