Прочитав роман, что называется, на одном дыхании, остаешься наедине с вопросами: а есть ли в этой блестяще описанной вакханалии адских сил какой-то философский, нравственный смысл? Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского произведения? Таких точек как минимум две: «настоящее время», в котором живут и действуют москвичи 30-х годов, и «прошедшее время», в котором разворачиваются события романа Мастера.
Подробнее...
"Мастер и Маргарита" – одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. Тем не менее, можно разделить роман, грубо говоря, на ряд высказываний по нескольким темам, из них можно сделать вывод о мнении Булгакова по этим вопросам.
Во-первых, это религия, так как около шестой части романа занимают так называемые ершалаимские главы, центральный герой которых, Иешуа, является образом, соотносимым с евангельским Иисусом. О том, был ли сам автор верующим, можно лишь догадываться; если и был, то представление о боге, о структуре его мира у него свое. Судя по этому роману, писатель рассуждал так: бог (здесь Иешуа) очень слаб, не обладает большой властью, но все силы направляет на добро, за что и страдает, помогая подчас злым людям. Народ глух к своему "пророку". На протяжении истории о Иешуа ясно звучит мотив равнодушия толпы; так, в описании казни Иешуа, Булгаков нарочно акцентирует слово "любопытные": народ пришел не из жалости или ненависти, а из любопытства. "По изуродованному лицу Иешуа" можно было понять, что его "били за его проповеди", то есть народ не способен воспринимать их.
Подробнее...
"Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером…". Так говорил А. Блок. Эти слова как нельзя лучше подходят к герою романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Мастеру. Но стоит задуматься: а нельзя ли их соотнести с самим автором и той ситуацией, в которой осуществлялось его творчество? Да, они действительно мешали Булгакову писать, издавать, ставить на сцене его произведения, но они отнюдь не мешали ему чувствовать себя истинным Мастером.
Подробнее...
Действие романа Булгакова "Мастер и Маргарита" происходит в Москве. Верней, половина действия, ведь вторая линия – роман Мастера – вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства. Но сейчас предметом нашего интереса является именно Москва тридцатых годов. Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, трусость, подлость. Однако за его иронией стоит огромная жалость к людям, вынужденым жить в условиях нелепой, вывихнутой и изломанной советской действительности. Он на себе чувствует всю неестественность такой жизни – но в романе говорит об этом только опосредованно, и его ирония пропитана болью и стыдом за униженное человеческое достоинство.
Подробнее...
"Мастер и Маргарита" – сложное, неоднозначное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Добро и зло – одна из центральных тем романа. Тема эта вечная, она волновала людей во все времена – и во все времена находила отражение в литературных произведениях. Казалось бы, что нового можно сказать о добре и зле спустя столько веков существования мировой литературы? Тем не менее Михаилу Булгакову удалось сказать свое слово.
Подробнее...
"Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминаются обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых — "Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы "осетрину второй свежести", и придет на ум печальная мысль, что "вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал", — так в нескольких словах Борис Соколов, знаменитый исследователь творчества Булгакова, смог представить вклад, который привнес писатель в русскую и мировую художественную литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман "Мастер и Маргарита" одним из величайших произведений русской литературы двадцатого века.
Подробнее...
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" повествует об этической ответственности человека за собственные деяния. События в нем совершаются в различных преходящих слоях, но они спаяны одной идеей — разыскиванием правды и битвой за нее. Недоверие и ненависть к инакомыслящим людям, зависть и злоба властвуют в обществе во все эпохи. Творение Булгакова "Мастер и Маргарита" можно именовать историческим и психологическим фолиантом о периоде и о людях того времени. Данный роман считается редкостным человеческим свидетельством той замечательной поры.
Подробнее...
Ведущей темой этой пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу в ней противопоставлено упорное стремление сохранить нормальный быт, "бронзовую лампу под абажуром", "белизну скатерти", "кремовые шторы".
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы.
Подробнее...
|
|