Лопе де Вега по праву можно считать одним из ярких представителей испанского реализма. Все его произведения пронизаны патриотическим настроем, но, несмотря на это ему не чужда ирония, с помощью которой он высмеивает современное общество с его чересчур аристократическими нравами. Де Вега свойственно отрицать искусственные нормы классических поэм того времени, которые выгладят на фоне его произведений сухими безжизненными образцами культуры эпохи пышных дворцов и социальных противоречий.
Пьеса «Собака на сене» - выразительный представитель комедийного жанра, где своеобразно обыграна острая проблема социального неравенства героев и их любви. Дело в том, что среди знати того времени был абсолютно неприемлем брак между представителями разных сословий. Богатая графиня Диана де Вельфор не может испытывать искренние чувства привязанности и любви к простому слуге Теодоро. Постоянная внутренняя борьба между долгом и сердцем прекрасной графини и есть основной темой комедии, её главной интригой. Их отношения перебывают в постоянно нарастающем напряжении и неизвестно как поведут себя герои в той или иной ситуации и как это отразиться на дальнейшем сюжете. Здесь и проявляется истинное мастерство гения Лопе де Вега.
Образ своенравной графини очень тонко прописан с психологической точки зрения. Поначалу, её чувства к собственному секретарю возникают потому, что он с некоторой долей обожания посмотрел на другую женщину -служанку Марселлу. Диане не нравиться то, что Теодоро посмел обратить внимание на кого-то кроме неё. Наверняка она и раньше была неравнодушна к своему слуге, а ревность лишь помогла ей выявить истинную природу своих чувств к Теодоро. Он красив, обаятелен и необычайно умён по сравнению с её навязчивыми женихами аристократами, с которыми ей приходиться общаться, отдавая дань общественным традициям. Но сердцу не прикажешь. И постепенно истинное чувство любви берёт верх над нравственными предрассудками. Диана по-настоящему влюбляется в своего секретаря. Это чувство начинает мучить знатную графиню, ведь на его пути встаёт нешуточной враг – дворянская честь, которая запрещает любить слугу. Но и «уступить» Теодоро Марселе она уже не в состоянии. Гордая графиня очень страдает и способна даже проклясть общество, с его устоями и порядками, ведь именно оно разлучает её с любимым человеком. Истинная любовь – вот то, что способно уравнять сословия.
Ироничность сюжетной линии комедии в том, что настоящее понятие о чести свойственно лишь бедному слуге Теодоро. Лопе де Вега в образе этого смелого, красивого и умного юноши воплощает демократичный и гуманистический идеал нового человека эпохи Возрождения. Человека, который способен оценить происходящее с точки зрения здравого смысла. В этом заключается новаторство писателя, который показывает, как нужно ценить богатство внутреннего мира человека и настоящую силу любви, бороться с предрассудками прогнившего общества. Творчество этого гениального человека заставляет нас задуматься над нашими жизненными устоями, пересмотреть некоторые современные ценности и по-настоящему поверить в силу человеческого характера.