На шестидесятые годы XIX века пришлось бурное развитие общественного движения, выступающего за права женщин. Разговоры об эмансипации прекрасного пола звучали всюду, в том числе и в царской России. И конечно, в этих разговорах участвовали писатели. Л. Н. Толстого, безусловно, также волновали вопросы о жизненном предназначении женщины. В этот период писатель познакомил читателей с «Войной и миром» и его совершенно разными, но поистине прекрасными героинями.
В романе представлена обширная картина жизни России во время Наполеоновских войн. На этот период пришлось изменение положения женщины в обществе. Слабый пол стремился показать, что он также умеет мыслить, может в чем-то даже глубже мужчин. Традиционное назначение женского пола, заключающееся до этого лишь в продолжении рода, теперь вызывало возмущение у его представительниц, чувствовавших в себе жажду знаний и способности. Лев Николаевич в своем романе стремился осмыслить эту проблему. На характер множества созданных им женских образов повлияло окружение писателя, воспоминания о собственной семье, определенные моменты биографии.
Автор филигранно создавал каждого персонажа, выделяя женским образам особенно важное место. Все представительницы женского пола в произведении делятся на типажи: женщины-хранительницы домашнего очага и женщины, «принадлежащие» высшему свету. Первый тип воплотил в себе веками складывающиеся народные идеалы, которые еще не были вытеснены феминистическими идеями. К нему мы можем отнести Наташу Ростову и Марью Болконскую. Второй типаж отразил те новые идеи, которые как раз распространялись во время написания романа: желание женщины быть равной мужчине, строить карьеру, активно участвовать в общественной жизни. К этому типу относим Элен и Жюли Курагиных. Автор наделяет их красивой наружностью и своеобразной статичностью: их поступки, слова и мысли однообразны и неестественны. Эти женщины внешне создают впечатление благопристойных дам, но на деле они холодны и безнравственны. Лишь прекрасные внешние данные приковывают к ним всеобщее внимание, но за красотой скрывается духовная пустота.
Элен неверна мужу, для нее брак – лишь средство обогащения. Развод она не считает мезальянсом, это лишь повод найти более успешного мужа. О детях героиня думает как о чем-то глупом, ненужном. Элен не способна к созиданию, хотя при этом имеет хорошую репутацию и влияние в высшем обществе. Это женщина нового типа, отрицающая общепризнанные моральные принципы. Элен добивается успеха в политической сфере, но, отрекаясь от семьи, детей, любви, не находит счастья в жизни. Она играет с чувствами других, обманывает и строит козни. Запутавшись в своих отношениях сразу с несколькими мужчинами, героиня погибает при обстоятельствах, весьма расплывчато описанных автором. Возможно, этот факт указывает на то, что Элен никому не была нужна, никому не было дела до ее смерти. Поправ таинство брака, она не заслужила другого отношения к себе.
Наташу Ростову автор не наделил волшебной красотой. Но ее природное обаяние, поведение, открытость, отношение к окружающим – привлекают гораздо больше, чем красота Элен. Подвижность Наташи, ее бурная отзывчивость на все происходящие вокруг события, развитие ее характера говорят о ее богатом внутреннем мире. Познав глубокое несчастье в любви к Курагину, попав под всеобщее осуждение, Наташа забывает о своих бедах сразу же, как только приходит война. Ее волнует общая беда, заставляя самоотверженно помогать другим. Любовь для Наташи имеет ключевое значение – именно благодаря любви в разных ее проявлениях (к князю Андрею, к матери, к графу Безухову) она живет полной жизнью. Пройдя череду испытаний, Наташа находит счастье в семье. Мы видим ее верной женой графа Безухова, матерью его детей. Она всецело посвящает себя исполнению женских обязанностей, чувствуя себя счастливо тогда, когда счастливы члены ее семьи. В описании образа Наташи мы видим отношение Толстого к женщинам этого типажа. С трепетом и уважением писатель говорит о Наташе, описывая ее умение организовать быт в доме так, чтобы всем было уютно и комфортно. И пусть она не всегда способна понять интеллектуальные аспекты жизни мужа, но душой она все чувствует и помогает ему. Она обрела духовное счастье в служении мужу и детям.
Княжна Марья Болконская отчасти схожа с Наташей. Она также самоотверженна, естественна, дорожит своей семьей. Марья настолько жертвенная натура, что ради других людей способна переступить через свою гордость, боль, убеждения. В итоге Марья находит семейное счастье с Николаем, но шла она к нему через свою любовь к людям. Здесь важно отметить, что в семье Ростовых верховодит именно Марья. Под мягким, но уверенным влиянием жены, муж Марьи становится гибким в общении и менее категоричным во взглядах, что положительно сказывается на его характере. То есть, писатель видит реализацию мужчины в общественной деятельности, а женщины – в семейной сфере. Обеих героинь Толстой наделяет критическим мышлением, их тоже волнуют важные проблемы, такие как служение людям, наше предназначение, поиски счастья.
Еще одна героиня Толстого – Лиза Болконская. Нельзя отнести ее к определенному типажу. Лиза – обворожительна, способна любить и быть преданной. Но ее попытки соединить семейную жизнь, материнство со служением обществу в итоге ни к чему не привели. Героиня трагически погибает.
В романе «Война и мир» Лев Толстой подвергает своих героев и их семьи различным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. И то, как они справились с ними, во многом зависело от женщин. От них зависит моральное и физическое здоровье будущей нации. Писатель настаивает на значимости женщины в обществе, но как хранительницы семьи. Такие женщины, как Наташа и Марья, способны на подвиги. Они пойдут за мужьями куда угодно, поддержат их и помогут во всех начинаниях. Едва ли женщины, для которых счастье заключается в блистании перед обществом и в деньгах, способны на что-то большее.
Следующая > |
---|
- Сочинение Толстой «Война и мир» - изображение семьи в романе
- Сочинение "Лев Николаевич Толстой"
- Роман "Война и мир" сочинение
- Сочинение на тему: "Любовь ушла с рассветом (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)"
- Сочинение на тему: "Значение французской речи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"