Генрих Ибсен – норвежский драматург, который вывел классический жанр драмы на новый уровень восприятия, сделав её драмой идеи. Его герои сильные духом, находящие в себе силы бороться с убогостью и жестокостью общества того времени. Драматург не приемлет поверхностное увлечение национальным колоритом и разъяснение в текстах пьесы использованных образов. Задача, которую он ставит для себя – воссоздание образа мышления современной эпохи её духовного склада. Ибсен даёт читателю лишь толчок или намёк на восприятие того или иного символа, который каждый может интерпретировать по-своему.
Ибсен полностью сменил статус драмы, как источника наслаждения или развлечения публики. Он выводит её на более высокую ступень, делая серьёзным жанром, способным заставить мыслить, чувствовать и побуждать к действию. Здесь приемлема только интрига, способная по-прежнему держать внимание читателя не только до финальной сцены, но и заставлять его додумывать концовку.
Пьесу «Кукольный дом» очень часто называют просто «Нора», по имени главной героини сюжета и это не случайно, так как речь в ней идёт в первую очередь о несправедливости, которую допускает общество по отношению к женщине. Начинается сюжет торжественным возбуждением в канун светлого праздника Рождества, с иллюзорного счастья главной героини, возвращающейся из города с подарками для мужа и детей. Она молода, красива, беззаботна, как пташка «жаворонок». У неё есть все основания радоваться жизни, но уже в эти минуты предпраздничного счастья их семья находиться впредверии катастрофы. Муж Норы не способен признать способность жены совершать осмысленные поступки и принимать ответственные решения.
Сюжет пьесы переносит нас в события восьмилетней давности, когда Нора совершила поступок, повлекший за собой ряд последствий, которые она на тот момент не осознавала. Это было импульсивное решение. Чтобы не беспокоить умирающего отца и больного мужа, Нора занимает деньги, подделывая подпись своего отца на векселе. С тех пор у неё появляется своя тайна и жизнь её становиться не такой беззаботной, ведь нужно отдавать долги. Теперь по вечерам она запирается в своей комнате и зарабатывает деньги, переписыванием бумаг. При этом в её сознании формируется мысль о несправедливости общественных законов об отношении к женщине, которая не может занять даже денег без поручительства мужчины. Её маленькая тайна является для неё самой неоспоримым доказательством своей самостоятельности и возможности нести ответственность за свои поступки, помогает почувствовать себя личностью, а не «легкомысленной птичкой», каковой её всегда считал муж.
Кукольный дом – центральный символ пьёсы, показывает насколько семейное счастье героев призрачно и лишено искренности. Лишь шантаж способен заставить супругов проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы. Только после того когда Хельман узнаёт об «аморальности» поступка своей жены, Нора понимает насколько он эгоистичен если способен бросить её в беде и уходит от него. Финал не однозначен, поэтому у читателя есть возможность сделать нужные выводы. В этом и заключается драма идеи, порождающая дискуссию с самим собой.