Эдгар Аллан По снискал себе славу создателя жанра детектива, написав несколько увлекательнейших произведений, в основе которых лежит одновременно мистификация и логика, тонкий психологизм, рационализм, и все это щедро приправлено остротой сюжетных линий. Такой является его новелла «Золотой жук».
В основе фабулы лежит переработанная фольклорная история о пиратском кладе. Но писатель впервые сосредотачивает внимание читателей не на преступлении, его причине или последствиях, а на расследовании. Главная линия в сюжете – это интеллектуальные поиски героев, попытка рационально объяснить то, что кажется сверхъестественным.
Композиция новеллы играет ключевую роль в ее правильном восприятии. Эдгар По неоднократно высказывал мысли о том, что композиционное строение произведений его современников слишком расплывчато из-за лишних деталей и описаний, а конфликты часто неоправданны. Он предлагал руководствоваться другими принципами построения литературных текстов: красочностью описаний, разнообразием контрастных ситуаций и характеров, эмоциональностью и мелодичностью в описании окружающего мира персонажей. И главное, на чем настаивал По – краткость изложения, что позволяет прочитать сразу все произведение и создает в итоге единое впечатление от концентрированного качественного текста. Все эти принципы положены в основу «Золотого жука».
Главный герой новеллы – высокоинтеллектуальная личность, эксцентричный детектив Легран. Повествование ведется от лица его друга. Такой художественный прием, как использование пары «герой – рассказчик», стал характерной чертой для детективного жанра впоследствии. Легран расследует дело, демонстрируя свое умение блестяще думать и разгадывать логические задачи. Но при этом автор не упоминает об убийствах или ином насилии, а целиком сосредотачивает наше внимание на теме кладоискательства, на раскрытии загадки найденного жука. Читатель находится в тех же условиях, что и детектив: перед ним раскрыты все факты, ни одно обстоятельство находки не скрыто автором. Поэтому читатель чувствует себя участником рассказа.
Рассказчик в новелле также не лишен способности аналитически мыслить, но не таком уровне, как главный герой. Поэтому его функцией является создавать тот самый контраст, о котором говорил По: построение им ошибочных гипотез лишь подчеркивает гениальность главного героя.
Экспозиция и завязка новеллы содержат много необъяснимого и таинственного, что создает необычайную атмосферу и очень увлекает читателя. Каждая из частей произведения поэтапно приводит нас к раскрытию тайны. Основная часть только сильнее затягивает в омут странных событий. И вот мы уже сами пытаемся разгадать систему шифра, предложенную автором, еще не зная, для чего она нам. Ведь хоть с начала повествования и звучит тема пиратского клада, герои еще не знают о зарытом сокровище, о нем мы узнаем уже в самом конце.
Следовательно, композиционной особенностью «Золотого жука» является хронологическая непоследовательность: сначала описываются поиски и находка клада, что могло бы быть развязкой, а после мы знакомимся с работой мысли Леграна. Благодаря нестандартной развязке, осознаешь, что главное для писателя – не действия, а раскрытие своеобразности характера персонажа, его внутреннего мира и уникальности работы его мысли.
< Предыдущая |
---|