Когда Данте писал свой бессмертный шедевр, на смену эпохи Средних Веков пришло Возрождение. Образ героя средневековья сменился личностью самодостаточной. Вместо воина-рыцаря или монаха-аскета на сцену выходит совершенно новый объект – яркий, сильный характер, который стремиться к самосовершенствованию и развитию активных творческих способностей своей натуры. Человек становиться полноправным звеном между миром Божественным и собственно бытиём. Двойственность проглядывается и в его сущности: бессмертной и смертной. Первая достигается лишь после смерти, путём служения божественному образу, вторая – это то, что блаженства в земной жизни можно достичь, совершенствуя свои достоинства и уничтожая недостатки.
Человек рождается свободным, живёт, выполняя соё предназначении, умирает и обретает свободу после смерти. Благородным человека делает не происхождение и богатство, но лишь активная деятельность и моральная свобода способна возвысить его природное начало до уровня божественного. Наоборот же, жадность, стяжательство и испорченность общества порождает вражду и войны между людьми.
«Божественная комедия» - поэма с чёткой и продуманной композицией. Не случайно и разделение её на 3 части. Согласно учениям католической церкви, душа человека проходит три этапа загробного мира: сама смерть - «Ад», преображение - «Чистилище», и собственно возрождение - «Рай». Автор стремиться показать читателю, как можно искупить грехи и познать истинный смысл бытия, путём мучений и страданий. Вся структура поэмы пронизана игрой символов и образов, которые обретают другой смысл – это дань средневековому жанру. Начинается поэма с того, что сам Данте заблудился в тёмном лесу, а три зверя преграждают ему путь. Лев, Пантера и Волчица являются символа трёх смертных грехов: властолюбия, честолюбия и алчности. Кроме того, повествование начинается в Страстную пятницу, а завершается в Страстную субботу. Эти сутки Данте и его спутник Вергилий проводят в царстве терзаний и мытарства, так же как Иисус Христос – земной человек, ставший искупителем грехом всех людей. Он жил, любил, сострадал, радовался, скорбел, искал истинный смысл жизни и достиг просветления, искупив первородный грех.
Вергилия сменяет Беатриче, которая водит Данте по «Раю», вознося его с одной небесной сферы на другую. В раю силы света и любви окончательно побеждают тьму, а душа становиться свободной. Три апостола: Яков, Пётр и Иоанн поучают Данте и проверяют, как он усвоил благословенные истины.
«Божественная комедия» является носителем новых гуманистических идей, а посланником и проводником становиться сам Данте, познавший то, что ранее было неизвестно человечеству. Страстный по своей природе человек, он зарождает в умах людей чувство веры и надежды на изменение жизни к лучшему, побуждает на поиски собственного пути.
< Предыдущая |
---|