Концепция любви в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Концепция любви в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Роман "Евгений Онегин" — это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком.

Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже "не слыхали про любовь..." Когда молодой была мать Татьяны, о любви не только "слыхали", но и читали французские романы, которые определяли мировосприятие девушек. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:

Привычка свыше нам дана: 
Замена счастию она.

Сама Татьяна любит Онегина самозабвенно,

...без искусства, 
Послушная влеченью чувства.

Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение семейного долга возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве. 

Любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности близка переживаниям Татьяны: "Он пел любовь, любви послушный..."

Другое дело Онегин. Сначала он был разочарован в женщинах:

...Красавицы не долго были 
Предмет его привычных дум... 
...Я не создан для блаженства; 
Ему чужда душа моя; 
Напрасны ваши совершенства...

Но позже Евгений понимает крах своего прежнего мироощущения. Он пишет Татьяне:

Я думал: вольность и покой 
Замена счастью. Боже мой! 
Как я ошибся, как наказан!

Действительно, к другому пониманию счастья в любви приходит Онегин в конце романа:

...понимать 
Душой все ваше совершенство, 
Пред вами в муках замирать, 
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе, такова его концепция любви. 

Почему несчастен Евгений Онегин?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос стоит проследить изменения в личности главного героя одноименного романа А. Пушкина. В начале романа поэт показывает уставшего от столичной жизни светского льва Онегина. В чем выражается это недовольство? Необходимостью подчиняться тому, что ему не интересно. Так, почему же герой едет к умирающему дядюшке, трезво оценивая свою предстоящую роль, как "низкое коварство". Да потому, что Онегин вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен практически ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые поколеблены поездкой к умирающему родственнику. Природа раздражения определяется тем, что герою надоело обычное притворство.

В начале романа Онегин словно примеряет разные жизненные возможности, не отдавая приоритета ни одной из них. Фееричный маскарад героя отражен в парадоксальных по своему соседству определениях, которые Пушкин адресует своему герою: "молодой повеса" и "добрый мой приятель", "денди лондонский" и "ученый малый", "проказник" и "философ в осьмнадцать лет", "повеса пылкий" и "отступник бурных наслаждений".

Жизнь Онегина в начале романа действительно театральна. Это определяется чрезмерной увлеченностью героя собственной ролью в театре жизни. Он играет вез-де, где бы ни был, что бы ни делал. Интересно то, что вся подобная театральность исчезает к концу романа.

Завязка романа — противоречие в характере главного героя, странность его депрессивного состояния при внешнем благополучии жизни. Смена среды обитания Онегина ничего не меняет в его внутреннем. Закономерно, что Пушкин решил изменить психологическое состояние Онегина, испытав его любовью. Оживление сердца в Онегине, потребность в чувствах — пока лишь отзвук на пылкость Ленского. До собственного чувства Онегин пока не может подняться, даже после получения письма влюбленной Татьяны. Отношение Онегина к Татьяне — лишь эхо искренних чувств. Вместе с тем, важно, что герой, "утратя жизни лучший цвет", равнодушный ко всему и вся, вдруг чувствует возможность любви:

Но, получив посланье Тани, 
Онегин живо тронут был: 
Язык девических мечтаний 
В нем думы роем возмутил...

Почему же Пушкин все - таки отверг эту возможность пусть влюбленности, а не любви Онегина? 

В главном герое есть честность самооценки. Он останавливает себя, отказываясь принять минутный порыв за истинные чувства. В этом очевидна способность Онегина осознать глубину любви Татьяны. Искренность ее признания отвела Онегина от привычной "игры" и соответствующей ей театральной бутафории. Онегин не способен еще любить, но откликается на взволнованность других, он хотел бы одушевления и искренности и сожалеет о том, что они утрачены. Актуален в этой связи призыв Пушкина не осуждать Онегина:

Вы согласитесь, мой читатель, 
Что очень мило поступил 
С печальной Таней мой приятель; 
Не в первый раз он тут явил

Развязка поединка между Онегиным и обществом, который сначала смутно намечался в хандре героя, разрешилась убийством Ленского. Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах героев. Татьяна увидела наяву, что идеальный герой его мечтаний способен на преступление. Онегин сражен смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться, что чувство превосходства над обществом ложно в самом корне. Презрение к обществу привело к определенной степени деградации личности героя. 

Герой, потерпевший фиаско, должен быть категорически осужден читателями. Но Пушкин, верный художественной объективности, опровергает поспешные умозаключения читателей. Гуманизм поэта не позволяет делать поспешные обвинения в адрес героя, который все же способен на искренние чувства. В Онегине есть скрытый потенциал, который выразился в открывшемся поэтическом, самозабвенном чувстве к Татьяне:

Пред вами в муках замирать, 
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Сердечные муки столь значительны, что Онегин готов заплатить за любовь самую высокую цену — жизнь, подобно Татьяне, которая когда - то также готова была на смерть во имя чувства. Но в этом переживании любви герои категорически отличаются. Татьяна добровольно отдавалась любви, по внутреннему велению, не казня себя. Онегин "свое безумство проклинает — и в нем глубоко погружен...". 

Вместе с тем, самоотверженность Онегина не вызывает сомнения. Он действительно забыл о себе: преданность любви сильнее страха смерти:

Я знаю: век уж мой измерен; 
Но чтоб продлилась жизнь моя, 
Я утром должен быть уверен, 
Что с вами днем увижусь я...

В начале романа поэт и его герой остаются во многом противоположными. В конце произведения Пушкин отнимает у светской толпы право судить Онегина. Всякий человек определяется тем, что умеет любить. У каждого свой путь к испытанию самого великолепного и неповторимого чувства в жизни. Путь Онегина был долгим и тернистым, но то, что все преграды были преодолены, только располагает главного героя читателю.


 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru