загрузка...

Cочинение "Вий". Гоголь

Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Гоголь «Вий». Сочинение «борьба за душу человека в повести».

«Вий» - знаменитое мистическое произведение Николая Гоголя. На написание этой повести, по словам автора, его вдохновило одно из народных преданий. Фольклорные истоки «Вия» в сочетании с особенной писательской манерой Гоголя делают это произведение загадочным и пугающим, многое в нем понимается не с первого прочтения. Как и в других творениях автора, здесь в одно целое соединились смешное и страшное, грустное и веселое, реальное и фантастическое.

В повести Николая Васильевича происходит столкновение двух высших сил - демонической и божественной. Их противостояние заключается в одновременном влиянии на человеческую сущность. Бог и дьявол борются за людские души, ведь именно они являются объектом, через который эти силы взаимодействуют.

Главный герой повести - Хома Брут, ученик духовной семинарии. Автор не случайно подобрал для своего персонажа именно такое имя. Брут - отсылка писателя к известному римскому сенатору, фамилия которого ассоциируется с предательством. А имя Хома созвучно с именем сомневающегося апостола Христова Фомы, а также с именем знаменитого средневекового богослова и философа Фомы Аквинского. Гоголевского Хому также называют философом, как ученика старшего класса бурсы. Казалось бы, в богословском учебном заведении должны забоится о нравственном воспитании учеников, но на деле все обстоит не так. За некоторые проступки воспитанников подвергают наказаниям, но в большинстве случаев хулиганство бедных семинаристов остается без внимания.

В центре сюжета - летний период так называемой «вакансии», во время которого учеников отпускают на отдых домой. Хома Брут вместе с другими семинаристами сворачивает с пути, чтобы наворовать еды в дорогу с чужого хутора. То есть сначала произведения Хома предстает перед нами как будущий богослов, который уже во время учебы игнорирует божьи заповеди, не видя в них надобности.

Писатель наделяет Хому веселым нравом. Он любит праздно проводить время - есть, пить, курить и отдыхать с размахом, насколько это возможно. Легкомысленно нарушая христианские заповеди, герой делает это как бы в шутку, не осознавая греховности своего поведения. Совесть не тревожит Хому, он не задумывается о моральной стороне совершаемых проступков. Но в жизнь героя вмешивается высшая сила, которая должна побудить его измениться. Останавливаясь переночевать в доме незнакомой старухи, семинарист не подозревает, что дьявольские силы решили заполучить его душу.

Старушка оказывается ведьмой, которая хочет погубить Хому, но тот одолевает ее. Сначала он припоминает слова известных ему молитв, а когда ведьма ослабевает - забивает ее до смерти. Это один из важнейших моментов в повести - в душе героя зарождаются неведомые ему до этого чувства. Ощущения жуткого страха и сладостного познания неизведанного смешиваются в его подсознании. Тем временем тело мертвой старухи превращается в тело молодой девушки.

Герой чувствует свою беспомощность перед таинственными силами, он до ужаса напуган, поэтому решает вернуться обратно в семинарию. Но вместо того, чтобы раскаяться за совершенные грехи и изменить свою жизнь, стать более набожным, Хома продолжает вести себя так же, как и раньше. Тогда божественные силы отступаются от героя, а дьявольские вновь бросают вызов его душе. Из бурсы Хому отправляют отпевать молодую панночку, которая вот-вот умрет. Ее отец настаивает на том, чтобы дочку отпевал именно Хома, потому что таково было ее последнее желание. Герой уверен, что не встречал эту девушку раньше, но все равно предчувствует беду, поэтому отказывается от поездки. Однако ехать все-таки приходится, и по прибытию он застает девушку уже мертвой. Хома узнал в трупе ведьму. Злые силы то ли мстят герою за его поступок, то ли пытаются образумить его. Брут сам поспособствовал такому развитию событий, ведя беспечную разгульную жизнь. И даже после всего пережитого, Хома все еще не понимает пагубности своего поведения. В церкви, будучи очень напуганным, вместо молитв он читает тексты заинтересовавших его заклинаний. Чтобы больше не испытывать страха, Брут перед следующим приходом в церковь немного выпивает. Кошмарная ночь кажется ему просто страшным сном. Но какой-то голос из подсознания обращается к Хоме, пытаясь уберечь его от зла: «Не гляди!». Это божественные силы снова вмешиваются, стремясь спасти его душу. Вий выступает в повести символом зла, от которого герой должен был отвернуться, но ему не хватает сил и он поддается своей слабости. Это ключевой момент произведения - душа Хомы становится открытой для дьявольских сил, и они губят его.

Очевидно, что молитвы неверующего Хомы, перемешанные с заклинаниями, бессильны перед злыми чарами, и его душа, за которую ожесточенно боролись высшие силы, оказывается беспомощной. Все действия нечистой силы Гоголь связывает с жизненными принципами людей, их повседневными поступками, заставляя читателя задуматься над своим поведением.

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru