загрузка...

Композиция и авторская позиция в романе Ю.В. Трифонова "Старик"

Печать

Роман "Старик" вобрал в себя как основные темы всего творчества Ю.В. Трифонова, так и типичные для него художественные приемы.

Композиция романа очень сложна во многих отношениях. Во-первых, конечно, здесь присутствует много временных планов. Главный герой Павел Евграфович Летунов ведет повествование из 1974 г. о событиях Гражданской войны. Сам Летунов, а также некоторые другие (Ася, например) считают современную (то есть 1974 г.) действительность неинтересной, лишенной той эмоциональности, которая существовала для них в те, прошедшие, времена, и это естественно для пожилых людей – считать времена их молодости более насыщенными, интересными и яркими. Для Летунова эти два временных пласта ничем не связаны, они являются двумя отдельными периодами его жизни. Но автор всей композицией романа доказывает обратное – он утверждает наличие связи времен (недаром в тексте присутствуют упоминания даже об эпохе Ивана Грозного – в споре между членами семьи Летунова).

Подробнее...
 

Сюжетное своеобразие повести Ю.В. Трифонова "Обмен"

Печать

В основе повести Юрия Трифонова "Обмен" — стремления главного героя, типичного московского интеллигента Виктора Георгиевича Дмитриева, совершить обмен жилья, улучшить собственную жилищную ситуацию. Ему необходимо для этого поселиться с безнадежно-больной матерью, догадывающейся о своей скорой кончине. Сын убеждает ее, что ужасно жаждет проживать с ней совместно, для того чтобы лучше позаботиться о ней. Однако мать смекает, что его волнует в первостепенную очередь не она, а квартира, и что спешит он с обменом из-за страха после ее смерти лишиться ее комнаты. Материальная заинтересованность подменила у Дмитриева чувство сыновней любви. И недаром в конце произведения мать заявляет сыну, будто когда-то собиралась жить с ним сообща, а в настоящее время нет, оттого что: "Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел... Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно.." Дмитриев, человек изначально порядочный, понемногу под воздействием себялюбия супруги, да и своего личного эгоизма, поменял моральные позиции на обывательское благополучие. И все-таки, успев съехаться с матерью прямо перед ее смертью, ее кончину, может быть, немного вызванную торопливым обменом, переживает удручающе: "После смерти Ксении Федоровны у Дмитриева сделался гипертонический криз, и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме". Потом он сильно сдал и казался будто бы "еще не старик, но уже пожилой". Какова же причина этического падения Дмитриева?

Подробнее...
 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru