Сочинение «Цыганы» А. С. Пушкин – картины быта и нравов «детей природы»

Сочинение «Цыганы» А. С. Пушкин – картины быта и нравов «детей природы»

Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Время, проведенное в южной ссылке, стало для А. С. Пушкина плодотворным творческим периодом, который отразил острые переживания поэта по поводу подавления в России освободительного движения. Александр Сергеевич пытался понять причины происходивших на Родине политических процессов, поэтому сосредоточил свое внимание на внутреннем мире современников. Они грезили о приближающейся свободе от крепостничества, но их мечтам не суждено было сбыться на тот момент. И вот, с помощью обобщенного романтического образа бунтаря, Пушкин в своих «южных» поэмах охарактеризовал молодежь ХІХ века.

Совершенно нетипичным, но от того не менее выигрышным, выглядит решение поэта обыграть проблему свободы на нестандартном этнографическом фоне. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что пребывая в Молдавии, он регулярно посещал цыганский табор. Впечатления от встречи с другой культурой и легли в основу отчасти реалистичной поэмы «Цыганы». В ней поэт рассказывает о вольной жизни цыган. И хотя многие характеры в ней романтизированы, все же Пушкину удалось достаточно правдоподобно обрисовать быт и нравы этих кочевых племен.

Главным героем произведения является смелый, решительный и, судя по некоторым эпизодам, образованный молодой человек по имени Алеко. Он сбежал от духоты городской жизни, навязанного общества и фальшивых идолов. Поэт дает нам понять, что герой преследуется по закону, а значит – совершил какое-то преступление. Но его прошлая жизнь остается для читателя за таинственной завесой. Мы лишь знаем, что Алеко бунтарь, который не хочет мириться с нравственной низостью современного ему общества. Но образ Алеко противоречив. Наряду с вольнолюбием и страстностью, поэт наделяет его такими негативными чертами характера, как эгоистичность и самовлюбленность. Герой осуждает покинутое им общество, но в то же время несет в себе частицу той среды, из которой родом. Такими были «лишние» люди современного Пушкину мира.

Городской суете противопоставляется племенной быт свободолюбивых цыган. Несмотря на то, что они были крепостными, это не мешало им время от времени кочевать, так как не всегда они хотели работать на бояр. Пушкин показал, что цыгане Молдавии отличаются от русских особым мышлением, образом жизни, своими обычаями. Они дружелюбны, вежливы, чистоплотны, нравственны, не промышляют воровством и обманом, в отличие от постоянно бродячих племен. Цыгане живут на первый взгляд дико, бедно, но в гармонии с собой и с природой. Их главное занятие – ремесла, а развлечение – музыка. Кочуя по Бессарабским степям, они крепко спят под открытым небом, хорошо переносят непогоду. Их устраивает такая вольная жизнь, когда ничего не привязывает к одному месту.

Представителем таких цыган в поэме выступает мудрый старик, выражающий взгляды своего народа и обладающий всеми необходимыми для этого качествами – добротой, мудростью, человечностью, умением прощать. Он так говорит о нравах своего племени: «Мы робки и добры душою». Его дочь, Земфира, повстречала Алеко, и они влюбились.

На протяжении двух лет Алеко кочует вместе с цыганами. Кажется, что он легко вписался в табор, принял примитивность его быта. Его не испугала ветхость шатров, убогость пищи и одежды. Чтобы заработать денег, цыганам приходилось бродить по селеньям с прирученным медведем, но и это не отпугнуло Алеко. Он надеялся, что любовь Земфиры и свободная жизнь сделают его счастливей, но этого не случилось. В душе герой испытывает тоску, о которой не признается даже себе. Он скучает по комфортной жизни, ведь привычка – огромная сила. Ему не хватает общения с такими же, как он, образованными людьми. Алеко так и не понял, в чем заключается истинная свобода цыган – это возможность во всем поступать так, как хочется, но при этом не попирать племенные моральные ценности.

Очевидно, что Алеко не смог стать частью семьи Земфиры, он остался пришельцем из другого, цивилизованного мира. Возможно, поэтому любовь Земфиры со временем проходит. Герой узнал об измене возлюбленной и не смог с этим смириться. Застав ее с другим, Алеко убил обоих. Он эгоист, не способный пожелать Земфире счастливой жизни, хоть и с другим. Его собственнического отношения к женщине, порожденного жизнью в городе, не поняли в таборе. После совершения преступления Алеко остается один – табор уходит искать новое пристанище без него.

В противовес поступку героя, автор рассказывает историю отца Земфиры, который когда-то простил своей жене Мариуле измену. Она оставила свою дочку и мужа из-за новой любви, что в развитом обществе вызвало бы осуждение, но не среди цыган. Пушкинские цыгане считают, что любовь удержать невозможно, поэтому не осуждают поступок Мариулы и Земфиры. Здесь стоит отметить, что автор в создании их образов руководствовался, прежде всего, художественной выдумкой, так как на самом деле поведение женщин в поэме противоречит истинным цыганским традициям. В реальности вступление цыганки в отношения с мужчиной другой национальности – случай исключительный и маловероятный, так же как и измены, не говоря уже о том, что цыганские браки заключаются по расчету родителями молодых. Автор нарочно романтизирует женские характеры, стремясь ярче передать атмосферу вольной жизни цыган, частью которой так и не смог стать Алеко. Герой и сам признал, что в душе он «не таков». Преступления героя является тому доказательством. Он пошел не против обычаев, а против человеческих ценностей, которые независимы от национальности.

Таким образом, Пушкин в своей поэме «Цыганы» отобразил актуальные для своей страны проблемы человеческой свободы, а фоном для этого послужили живописные картины жизни цыганского табора. В быту, традициях и нравах дикого племени проявляется суть свободной жизни, о которой размышлял Пушкин.


 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru