загрузка...

Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В. Г. Белинский)

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

А. И. Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 г., автор многих рассказов, миниатюр, романов, пьес, публицистических статей. За его плечами «большак», трагически яркая, полная множества исключительных событий жизнь.

«Большой писатель в стране — это… как бы второе правительство», — говорил один из героев Солженицына. Он говорит, ища правду, пробуждая совесть. Это становится возможным потому, что настоящая литература всегда отражает действительную жизнь. Она, как зеркало, покажет нас со всеми недостатками, проблемами и, самое главное, поможет найти ответы на важные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

А. Солженицын много думал о проблемах добра и зла, о том, когда свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника.

Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 г. и опубликованный в 1963 г., по признанию автора, «полностью автобиографичен и достоверен». В нем воспроизводятся события, произошедшие в одном из районов «нутряной» России, и относятся они ко времени возвращения писателя из ссылки в 1956 г. В основу произведения положена встреча автора-повествователя с простой русской женщиной Матреной Васильевной. Лирическое повествование о жизни и смерти этой пожилой крестьянки пронизано авторским пониманием правды и красоты.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Уже в самом названии произошло некое нарушение, искажение исконно русских традиций. «Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, извели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил героя Социалистического Труда.

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Здесь постепенно произошла подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгие годы Матрена жила без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, то она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев — «то за такой, то за такой». А более опытные в жизни соседки подвели итог ее пенсионным мытарствам: «Государство — минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».

Все это привело к искажению, смещению самого главного в жизни — нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что доброго нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разобрали Матренину горницу, «все работали, как бездушные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

К горькому выводу приходит читатель вместе с автором. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, — внутри малого — своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших.

И смерть героини неизбежна и закономерна. Это некий рубеж, обрыв всех державшихся при Матрене нравственных связей. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Какова его позиция? Рассказ Солженицына — это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Автор становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечные нравственные понятия, их глубинное, исконное значение.


Еще сочинения автора:

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru