загрузка...

Библейские мотивы в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Библия, как таковая, много означала для Б. Л. Пастернака. В своем произведении "Охранная грамота" он написал: "Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное".

Слышится в этом что-то бессердечное и исключительно справедливое в склонности человека к борьбе. И большая удача, когда иногда данная битва проходит не за ломоть хлеба, не за право существовать и выживать, а за собственную душу, за личное право быть человеком. Вот то единственно изначальное, ради чего стоит жить, вести борьбу и умереть, до последней минуты оставаясь верным самому себе, своим принципам и своему человеческому достоинству. И скажут тогда сто великих классиков: "Вот он, наш герой! Вот она, уникальность человеческой души!" Скажут и возьмутся за перо, и появится в литературе еще один новый герой, а за ним еще один и еще... Каждый будет чуточку новым, немножко традиционным, например, герой начала XX века.

Поэтому-то и интересны библейские мотивы в творчестве Пастернака. В романе "Доктор Живаго" получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. "Смерти не будет", — так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет "свободен от себя" — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества как свои.


И значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом — бессмертие человеческого духа.

Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского, — это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) — смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму "Смятение" о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и "черной земной бурей": "И две рифмованные строчки преследовали его: "Рады коснуться И надо проснуться".

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть.

А главный герой романа воскресение понимает так: "Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили". Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: "В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего".

Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: "...Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом". Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В "Охранной грамоте" автор писал, что "будущее человека есть любовь". И о главном герое романа так говорится: "...всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье". Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: "...он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится".

В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.

"Загадка жизни, загадка смерти" — над этой тайной бьется мысль автора "Доктора Живаго". И Пастернак разгадывает "загадку смерти" через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина, ощущает "веяние свободы и беззаботности".

Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.

Роман "Доктор Живаго" вышел в свет в девяностые годы в России и был восторженно принят российскими читателями. Многие считали язык романа сходным с тургеневским или даже бунинским с детальной и многословной обрисовкой. Конечно, Пастернак — преемник традиций русской классики, и даже не столько внешне: в запасе слов, привычке излагать собственные мысли. Данная связь много сложнее, чем может представиться впервые. Пастернак — писатель-гуманист, создающий свои произведения в стиле традиций русской литературы. Основополагающее начало этого стиля: нести людям добро, любовь, справедливость. Став гениальным писателем, Пастернак великолепно ощущал слово, поэтому-то все его фразы лаконичны и отточены, им присуща неподражаемая красота богатейшего и величайшего русского языка.

И превосходно, что данное творение возвратилось в Россию и помогает сориентироваться в творящихся событиях в настоящее время, потому что не лишилось злободневности в наши дни. О том и мечтал Пастернак, трудясь над романом, он стремился принести пользу своей России. Хотел быть читаемым и известным. Это все пришло к нему, но, к сожалению, слишком поздно, после смерти писателя.

 

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru