загрузка...

«Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский)

Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Размышляя над строкой из Белинского, вынесенной в заглавие сочинения, с болью в сердце отмечаешь, что нашей стране полной мерой судьба (а может быть, мы сами) преподнесла подобного «образования». И какой эпизод из жизни Родины ни возьми — в каждом страдание и боль, страшные, но и... просветляющие. Потому что много на фоне несчастий стало видно настоящего добра, самопожертвования, любви и подлинного стремления к истине. Вот такому сложному пути духовного созревания и посвящена книга Владимира Дудинцева «Белые одежды».

Книга увидела свет через тридцать лет после того, как была написана. И автор сразу получил Государственную премию. Трудная судьба постигла произведение в начале его существования, но дело в том, что тогда было время страдания. Эпиграфом к роману автор взял вопрос из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облеченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?» Ответ таков: «Они пришли от великой скорби». Роман является сложным исследованием человеческого духа, возможностью через рассмотрение поступков его героев расставить акценты, определить границы добра и зла, лжи и истины. Вот как определяет задачу сам автор: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла... создать инструментарий добра».

Автор рассказывает в романе о работе ученых-биологов. Они занимаются выведением новых сортов картофеля. Но, увы, их работа не согласуется с «наукой» в том значении слова, в котором ее понимает руководство партии. Главным представителем его в романе выступает академик Рядно, прототипом которого является одна из самых темных фигур прошлого нашей науки — Т. Д. Лысенко. Тех, кто не поддерживал их идеи, объявляли «врагами народа», главным критерием научности знания была его сообразованность с идеями марксизма-ленинизма. Подлинно научной теории наследственности Г. Менделя отказывалось в признании на том «простом» основании, что ее автором был монах. В такой обстановке работали ученые. Сложный путь обдумывания и понимания превратностей жизни, сложных взаимоотношений науки и тоталитарного режима прошел главный герой романа Федор Иванович Дежкин. Его взгляды сменились от поддержки партийного «прихлебателя» Рядно до понимания правоты ученых-генетиков и соединения со своими друзьями Стригалевым и др.

Путь Дежкина — путь поиска истины в том противоречивом мире. Этот поиск сложен. Еще когда Федор Иванович был ребенком, его учили говорить только правду, всегда быть искренним. Чистая детская душа верила этому, пока жизнь не научила героя самостоятельно оценивать свои поступки и действия других. Взрослея, он начинает понимать, что в окружающем его мире искренность далеко не всегда служит добру. Чаще всего как раз наоборот, а справедливость и истина устанавливаются «сверху». Но, несмотря ни на что, герои хотят остаться и остаются настоящими людьми. Один из героев романа предлагает такой выход: «Счастье — в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких... Прольешь кровь, переплывешь море страданий... Вылезешь на берег еле живой... Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем».

Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку. Профессор Хейфец уходит из института, академик Посошков кончает жизнь самоубийством. Иван Ильич Стригалев долгое время работает в подполье и в конце концов попадает в тюрьму по доносу агента-осведомителя Краснова. Федору Ивановичу Дежкину приходится бежать от преследователей. Он много работает, и ему удается создать новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалев. Не капитулирует перед злом и полковник Свешников.

Те, кто прошли путем страдания, вышли в «белых одеждах». А зло и лицемерие забыто потомками.


Еще сочинения автора:

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru