Оноре де Бальзак. Сочинение на тему «Многогранность образа Гобсека, средства его создания»

Оноре де Бальзак. Сочинение на тему «Многогранность образа Гобсека, средства его создания»

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Писатель Оноре де Бальзак создал множество удивительно реалистичных произведений, став одним из основателей европейской реалистической традиции в литературе. Изображая общество более правдоподобно, чем предшественники, Бальзак стремился обратить внимание на многочисленные недостатки окружающего мира. Для этого автор описывает своих персонажей на фоне определенной политической и экономической обстановки, раскрывает психологический мир своих героев.

Одну из таких историй Бальзака нам преподносит его герой-рассказчик стряпчий по имени Дервиль. В ходе его светской беседы с одной из представительниц высшего общества мы узнаем о Жане Эстере ван Гобсеке – миллионере, скряге и философе, в целом интересной личности. По профессии Гобсек – ростовщик, который давит своих клиентов непосильными процентами, поглощая их состояния одно за другим. Характер его деятельности автор отобразил в самой фамилии персонажа, которая в буквальном переводе с французского означает «глотающий всухомятку». Жизненные взгляды и нрав Гобсека писатель раскрывает постепенно, начиная с общего портрета, который затем дополняется отдельными деталями на протяжении всего текста.

Автор дает подробное описание внешности главного героя. Но у Бальзака это не сухое перечисление внешних черт, а красочные метафоричные сравнения, ярко раскрывающие образ. В описании доминируют цвета ценных металлов – золота, бронзы и серебра, так как они символизируют деньги и власть. Так, лицо ростовщика желтовато-бледное, похожее на «цвет серебра, с которого слезла позолота», глаза желтые, а малоподвижные черты героя автор называет отлитыми из бронзы. Сравнивая Гобсека с неодушевленными предметами, автор показывает бесстрастность и безжизненность его натуры. Окружающее главного героя художественное пространство является непосредственным отражением его расчетливости и холодности. Он живет в мрачном доме без дворика, вечно сыром и темном. Все его вещи хоть и изрядно потерты, но опрятны, а в комнате всегда царит зловещая тишина. Чувство радости и торжества по поводу заполучения новых богатств у Гобсека выражается лишь в потирании рук.

Бальзак сумел простой бытовой рассказ о скромном ростовщике, не стремящемся привлечь к себе внимания, сделать ярким с помощью сравнений. Мы видим не просто отталкивающего старика, занятого лишь скучными финансовыми вопросами. Бальзак дает читателю понять, что образ его героя не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Рассказ о бурном и сложном прошлом Гобсека, о его пути к нынешнему мировосприятию дает возможность понять, что эта противоречивая личность исключительно интересная и сильная, хоть и хитрая, а в чем-то и подлая. Постепенно узнавая историю ростовщика, мы лучше понимаем, как в таком человеке одновременно уживаются низменное и возвышенное.

Мировоззрение Гобсека сформировалось в результате его личного жизненного опыта. Его принципы – итог испытаний, выпавших ему на пути от бедного юнги до богатого ростовщика. Широкий круг его познаний и интересов, опробованных занятий и посещенных им стран говорит о глубине его интеллекта, превосходящем окружающую его аристократию.

Гобсек видел многое, через многое прошел, чтобы добиться богатства: не раз уходил от смертельной опасности, страдал от холода, голода, скитаний и войны. Такой образ жизни не мог не сказаться на его характере. Он очерствел ко всему, кроме денег, разочаровался в морали. Видя повсюду, где бы он ни бывал, борьбу бедняков и богачей, он пришел к выводу, что она будет длиться вечно. Надежно стоять на ногах в таком мире можно только с помощью денег, которые дают все – положение, власть, расположенность общества. Можно назвать такой взгляд Гобсека на мир своеобразной жизненной мудростью, ведь его понимание общества во многом близко к истине. Другое дело, как он воспринимает это общество. Он относится к порочным людям как к средству наживы, стремится использовать их страсти себе во благо. Считая, что лучше использовать, чем быть использованным, Гобсек получает удовольствие от своего выбора. Он проявляет участие только к простым, честным и трудолюбивым людям, таким как швея Фанни Мальво, юрист Дервиль, граф де Ресто. Несмелые попытки завязать дружбу с адвокатом и огорчение из-за его переезда, а также преданность графу говорят о том, что Гобсек тянется к людям, чьи качества не соответствуют его жизненной философии.

В конце своего пути Гобсек остается наедине с собственной страстью – жаждой наживы. Его дом полон деликатесов и денег, но завещание не составлено, и все накопленное оказывается ненужным, приходит в негодность. В итоге деньги ростовщика должны достаться его дальней родственнице – проститутке, которую он ни разу не видел и не знал. Таков результат жизни человека, гнавшегося за материальными ценностями вместо моральных. Он не познал ни дружбы, ни любви близких, ни женской любви. Страсть к деньгам искалечила душу человека, разрушила его личность. Бальзак показал ограниченность дворянского сословия на фоне Гобсека, который видел его изнутри и понял его суть, но не смог ему противостоять.

Образ ростовщика получился сложным и вызывающим противоречивые впечатления. В этом не последнюю роль сыграло объединение писателем реалистической и романтической традиции в произведении. Детально выписывая сложности социальной эпохи, на фоне которой развиваются события рассказа, Бальзак добился реалистической точности образов, а гиперболизация и фантастические элементы в обрисовке персонажей позволили добиться их рельефности и многогранности.

 


 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru