загрузка...

Мотив исторической памяти в поэзии (По творчеству А. А. Ахматовой)

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу рус­ских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в

стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти на­ходятся в тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу ее муж — поэт Николай Гумилев. Впервые он привез ее в Слепнево в 1911 году, а потом она жила здесь каждый год, а с 1918 года при­езжала только в Бежецк.

Слепнево и Бежецк — прекрасные места Тверской губернии, — как сама поэтесса признавалась, стали ее родными на всю жизнь:

Спокойной и уверенной любови

Не превозмочь мне к этой стороне...

В этом уютном уголке России ей всегда хорошо и плодотворно работалось над стихами. Здесь в уединении создала она свои заме­чательные «Четки» и «Белую стаю», в которых появляются первые мотивы исторической памяти.

ГОЛОС ПАМЯТИ

Что ты видишь, тускло на стену смотря В час, когда на небе поздняя заря?

Чайку ли на синей скатерти воды Или флорентийские сады?

Или парк огромный Царского Села, Где тебе тревога путь пересекла?

Иль того ты видишь у своих колен,

Кто для белой смерти твой покинул плен?

Нет, я вижу стену только — и на ней Отсветы небесных гаснущих огней.


В этих стихах слышится загадочная тишина исконной России, срифмованная с чуткой душой поэта.

Я был в этих примечательных местах на празднике поэзии, по­священном творчеству Анны Ахматовой, и видел, как местные жи­тели с удивительной, трогательной заботой относятся к своим та­лантливым землякам. Это проявлялось на празднике во всем: и в выступлениях школьников, и в организации выставки, посвящен­ной жизни и творчеству Анны Ахматовой, и в бережном отноше­нии к дому Гумилевых.

В этих местах в далеком 1914 году Анна Ахматова переживала события Первой мировой войны и, как настоящая патриотка, вос­клицала в стихах:

Только вашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат.

Переживая за русское воинство, поэтесса обращается к образу

Богородицы, которая в веках всегда была покровительницей рус­ских воинов. Иконы с изображением Богородицы русичи брали с собой в военные походы.

По исторической аналогии Ахматова сравнивает Россию со ска­зочным белым домом:

Столько раз... Играйте, солдаты, А я мой дом отыщу, Узнаю по крыше покатой, По вечному плющу.

Но кто его отодвинул, В чужие унес города Или из памяти вынул Навсегда дорогу туда...

Волынки вдали замирают, Снег летит, как вишневый цвет... И, видно, никто не знает, Что белого дома нет.

Этими стихами со свойственной ей лиричностью Анна Ахматова говорит, что без исторической памяти человек гармонично жить не может. Эта память определяет его любовь к прошлому. Эта память воспитывает благородное чувство заботы об окружающем мире и о корнях родства с ним, без которых не может быть счастья и радо­сти для человека. В исторической памяти поэтесса олицетворяет се­бя с общими печалями и тревогами России:

И брат мне сказал: «Настали Для меня великие дни. Теперь ты наши печали И радость одна храни».

Как будто ключи оставил Хозяйке усадьбы своей, А ветер восточный славил Ковыли приволжских степей.

Хозяйкой «усадьбы», то есть Родины, оставил сестру брат, ухо­дя на фронт. Эти стихи оказались пророческими: много лет остава­лась Анна Ахматова как бы одинокой хозяйкой в усадьбе своего выстраданного отечества и достойно сохранила ключи от него и от своей души для будущих поколений россиян. Историческая память помогла выстоять ей в самые тяжелые периоды жизни. Эта память, мне кажется, даже внешне повлияла на облик Ахматовой, Извест­но, что она всегда выглядела гордо и царственно, словно сама мно­говековая великая история нашей Родины.

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru