загрузка...

Гоголевские мотивы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Роман "Отцы и дети" написан Тургеневым в начале 60-х гг. XIX в. Так как любое произведение – это дитя своего времени, то особого внимания заслуживает литературная и общественная жизнь того периода истории: ожесточенные дискуссии по поводу отмены крепостного права и перспектив дальнейшей жизни России происходили не только в деревнях и селах, но и в богато убранных гостиных. Это событие всколыхнуло общество, спровоцировало еще большее разделение либералов и консерваторов и появление новых общественных течений, в частности, нигилизма, который зародился задолго до 60-х, но окончательно сформировался именно в это время. Многих писателей заинтересовал новый тип молодого человека-нигилиста, но наиболее интересное выражение, как мне кажется, он получил в романе "Отцы и дети".

Необходимо отметить, что значимым событием в литературной жизни страны также стало возникновение двух основных направлений: так называемых, пушкинского и гоголевского.

Последователями А.С. Пушкина были в большинстве своем романтиками, этому течению было свойственно высокое стремление мыслей, а центром всех произведений было описание дворянской жизни, его преимущества перед остальными слоями населения, которые якобы не обладали ни интеллектом, ни тонкостью душевного строения, а значит, не заслуживали права быть освещенными в художественном произведении.

Продолжатели же традиций Н.В. Гоголя, наоборот, ставили в центр читательского внимания не дворянина, а мещанина, чиновника с его мелкими каждодневными заботами, однако не забывая подчеркнуть интересные стороны его характера, быт и нравы чиновничеств вообще. Это направление получило название "натуральной школы".

"Отцы и дети" – достаточно ранний роман Тургенева. Возможно, к этому времени писатель не сформировал до конца свои художественные принципы, поэтому в произведении прослеживается влияние обоих направлений.

В чем же заключаются особенности гоголевского направления в романе? Помимо описания жизни человека недворянского типа мышления, можно отметить, что основным мотивом произведения является мотив путешествия. В соответствии с поездками двух товарищей, Аркадия и Евгения, выстаивается сюжет. Как и в описании путешествия Чичикова в поэме "Мертвые души", здесь прослеживается определенная сюжетная линия: постепенный разрыв отношений между двумя поколениями. С начала романа молодые люди предстают добрыми друзьями, а потом, к моменту их последней встречи, они едва переносят друг друга.

Итак, с первой главы угадываются гоголевские мотивы. Это описание трактира, в котором ждет своего сына Николай Петрович Кирсанов. По скупым описаниям, по уменьшительно-ласкательным суффиксам ("крылечко", "скамеечка") мы сразу узнаем ироничные гоголевские заметки о состоянии постоялых дворов в России. Как и в "Мертвых душах", перед глазами читателя появляются сначала лошади и тарантас, а потом только – Евгений и Аркадий.

По дороге к поместью Кирсановых героям попадаются мужики, одетые в тряпье, погоняющие тощих кобыл, перед глазами встают невеселые картины: жалкие домики, чахлые деревья, старенькие церквушки, пустые гумна и отворенные сараи.

Это отчетливая реминисценция, в памяти сразу всплывают описания деревень в "Мертвых душах". Это ощущение усиливается, когда мы вместе с героями въезжаем на холм, и перед нами открывается вид на поместье. Читатель подсознательно чувствует, что Марьино на самом деле та же Маниловка. И автор поддерживает эту идею описанием проектов Николая Петровича: до боли знакомы и пруд, и беседка, и даже пристройка.

Размышления Аркадия напоминают лирические отступления Гоголя о судьбе России и каждого человека в отдельности. Этим юноша сразу же завоевывает расположение читателя.

В описании Павла Петровича гоголевская манера проявляется в том, сколь большую роль играет в его образе деталь. И щегольская одежда, и лаковые полусапожки, и особенно холеные руки почти сразу формируют в сознании образ этого героя.

На аналогию с гоголевским "Ревизором" наводит присутствие в романе "Отцы и дети" таких персонажей, как Ситников и Кукшина. Эти мелкие люди с необыкновенно высоким самомнением ведут рассуждения о либерализме, женском труде, не обладая достаточными знаниями, чтобы позволять себе подобные разговоры. Они очень напоминают пустышку Хлестакова, любителя состроить из себя не того, кем он является. Общее впечатление подтверждает интерьер, безвкусица в меблировке, разбросанные и даже не разрезанные журналы, лежащие для создания видимости учености и просвещенности. Это "господа нигилисты", которым нравится все отрицать, потому что это модно, и нравится, напившись с утра шампанского, сиплыми голосами орать препротивные песни. Кукшина и Ситников с успехом совмещают многие пороки чиновничьего мира "Ревизора": суетливость и бестолковость Анны Андреевны и Марьи Антоновны, преувеличенное самомнение чиновников, показное бахвальство Хлестакова.

Как и поэму Гоголя, роман Тургенева можно считать и социально-психологическим, и семейным, и философским произведением. Основная идея автора – показать тип нигилиста, но в то же время – возвести сатиру на псевдонигилистов в стиле Гоголя.

Итак, мы видим, что в "Отцах и детях" прослеживаются определенные мотивы, выраженные, главным образом, в построении действия и в сатирическом описании. Можно сказать, что это произведение встало в один ряд с творениями самого Гоголя, а в чем-то даже, быть может, превзошло его.

 

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru