загрузка...

Сочинение по повести Ф. А. Абрамова "Алька"

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

С давних пор существует два способа обновления и измене­ния жизни. Один — реформы и революции, второй — путь нравственного усовершенствова­ния, самовоспитания личности каждого человека.

Ф. Абрамов

На уроках литературы мы познакомились со многими ав­торами и их произведениями. И каждое произведение соответ­ствовало своему времени. Изменения, которые происходили в шестидесятых—семидесятых годах, в первую очередь отрази­лись в произведениях о деревне с ее бытовыми, нравственными проблемами. В повести «Алька» Федор Абрамов раскрыл су­щественные проблемы, которые волнуют героя, его чувства, мысли. Он мастерски нарисовал образы своих героев, и потому мы видим, какие изменения происходят в обществе. Мы чув­ствуем переживания автора — он пропускает все происходя­щее через сердце. Трудно и нам остаться равнодушными. Аб­рамов понимал роль «деревенской прозы», нравственные на­чала ценностей, накопленных многовековым духовным опы­том народа. Не случайно Федор Абрамов выбрал героиней Альку — обычную деревенскую девчонку, которая уехала в город.

В произведениях на деревенскую тему остро обнажаются жизненные противоречия. Абрамов стремится к лепке харак­теров, а не к острым сюжетным положениям. Он большое вни­мание уделяет этическим проблемам, формированию нравственных убеждений, основанных на представлениях о назначе­нии человека, его дела и поведении. В повести «Алька» — проблема выбора героем верного пути, своего места в жизни. Алька находится в поисках своего «я». Естественно, что в ее сознании происходят изменения. И чтобы усилить значимость этих изменений, Абрамов рисует образы сельчан. Они не вос­принимают новую Альку. Автор стремится соединить глубо­кую правдивость жизни с созданием образов самобытных ге­роев. Главной героине Абрамов противопоставляет ее бывших подруг и друзей, тетку Анисью, деревенских старух.

Знакомство с Алькой происходит в деревне, когда она приезжает обратно из города навестить тетку Анисью и побывать на могиле матери. С первых строк автор как бы выделяет Альку из общей сельской толпы. Деревенская душою, внешне она выглядит как городской житель: красные шелковые штаны, белая кофточка с глубоким вырезом на груди, модные туфли на широком каблуке, черная сумочка на ремешке через плечо. Алька хочет показать себя, зачастую преувеличивая истинные значения. В повести раскрывается конфликтная ситуация, в которой проявляется сила нравственных убеждений и высота сознания героя. Порыв чувств Али непредсказуем. Когда она оказывается в доме родителей, ее переполняют эмоции и воспоминания о матери. Алька решает остаться в деревне, но, приехав в город за вещами, теряет решительность. Она хочет работать стюардессой, повидать мир, но также она хочет пойти по стопам матери, быть похожей на нее. Я думала, что Алька все-таки останется в деревне, ведь там ее корни, но ее потянуло в город. Может быть, она думала, что в городе жизнь ее сло­жится, сбудутся ее мечты. В деревне к ней относились как к чужой. Это, наверное, и перевесило в ее решении уехать.

Жизнь в деревне вся на виду. Поэтому и стыд перед сель­чанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд и честь. Алька показала отсутствие стыда перед сельчанами, когда сбросила с себя одежду и пошла купаться голышом, пренебре­жение традициями уважения к старшим (разговор со старуха­ми), скромности, когда Алька на виду у всех в клубе танцует со всеми рабочими подряд. Все это приводит к тому, что люди от нее отворачиваются. Вот такое понятие о норме нравствен­ности у сельчан.

Абрамов — мастер слова! С какой достоверностью он изо­бражает бытовые детали, обстоятельства, колоритность языка персонажей. Обращаясь к истокам народного мироощущения, автор использует фольклор. Абрамов создал целую галерею образов. Автор с тонким чувством юмора создает образы. И мы сразу представляем их. Федор Абрамов помогает осмыслить глубинные основы характеров (как положительных, так и от­рицательных). Он использует внутренний монолог героини, чтобы ярче показать образ Альки, сломившейся под тяжестью обстоятельств, оказавшейся во власти ложных мещанских стремлений. Жизненные противоречия являются средством раскрытия характера.

Наследуя традиции М. Горького, А. Толстого, М. Шолохо­ва, К. Федина, Федор Абрамов развивает тему «деревенской прозы» и преемственность нравственных начал. В этой повести сочетаются размышления о прекрасных порывах и попусту растраченных силах, размышления о месте человека в жизни. Жизнь в деревне нелегка и сейчас. У людей нет культурного досуга. Тяжелая работа и пьянство занимают все время дере­венских жителей. А Аля — человек, ищущий высокие нрав­ственные ценности. Она не может сидеть на месте и ждать, когда придет ее час. Алька приближает его своими силами. Она самоуверенна и полна сил. Мне кажется, что Аля все-таки добьется своей цели, найдет свою дорогу в жизни.

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru