загрузка...

Сочинение "Бесприданница"

Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Сочинение по пьесе «Бесприданница» Островского - психологическая неоднозначность образов Паратова и Карандышева.

Литература всегда являлась средством отображения внутренней жизни человека. В большей или меньшей степени писатели стремятся в своих произведениях отобразить и объяснить психологические процессы, происходящие в сознании человека. В этом плане не стало исключением и творчество А. Н. Островского - известнейшего русского драматурга, признанного мастера социально-психологической драмы.

Одной из лучших пьес Островского небезосновательно считается «Бесприданница». В эпицентре драмы находятся интересные и многосложные характеры главных действующих лиц, сложность образов которых заключается в противоречивости их внутренних миров. Психологизм пьесы Островского состоит в изображении им героев, чья внутренняя сущность не соответствует их внешнему поведению - Карандышева и Паратова. Драматург раскрывает эти неоднозначные образы с помощью их взаимоотношений с Ларисой.

Карандышев на протяжении пьесы проходит тернистый путь саморазвития. С самого начала он необоснованно амбициозен, вследствие чего другие герои относятся к нему неуважительно, считая его самолюбивым завистливым и глупым. Карандышев отталкивает от себя окружающих не своей бедностью, а озлобленностью и чрезмерным стремлением казаться «своим» среди людей высшего общества. Фактурный характер этого героя говорит о том, что он обыкновенный человек. Островский точно и глубоко сумел отобразить психологическую драму этой личности.

Карандышев не уверен в себе и при этом не способен скрывать свои эмоции. А самолюбие без веры делает его жалким. Автор неоднократно показывает, что этот персонаж в глубине души все-таки понимает нелепость своего поведения, чувствует неверность выбранного пути. Тем не менее, его тщеславие берет верх. Когда Лариса соглашается выйти за него замуж, Карандышева ослепляет гордыня. Он не понимает, что девушка просто хочет убежать от прошлой жизни. Ему лишь хочется козырнуть своим достижением перед другими. Он окрылен успешным браком и не замечает душевных мук будущей супруги.

Герой «приземляется» только после того, как Лариса уезжает с Паратовым. Здесь автор прибегает к приему монолога, в котором Карандышев называет себя смешным человеком. Душевный кризис сменяется исцелением - герой прощает Ларису и хочет, чтобы она вернулась, ведь у нее нет близких, способных ее защитить. Он считает себя обязанным заступиться за нее, и это уже не проявление прежних амбиций, а истинное благородство многогранной души. Лариса хочет лишить себя жизни, но ослепленный собственническими чувствами Карандышев убивает ее сам. Его любовь - ничтожна, и не удивительно, что Лариса не способна ответить ему взаимностью. Единственным решительным поступком в жизни героя является убийство любимой, которое не делает его лучше, хоть Лариса и благодарна ему за свое «освобождение».

В этом сюжетном повороте наиболее ярко прослеживается сложность характера Карандышева - жалкого и благородного, нелепого и величественного, победителя и побежденного.

С появлением в пьесе Паратова становится очевидным, чем Карандышев хуже него. Молодость и неуверенность Карандышева не идет ни в какое сравнение со статностью зрелого барина Паратова, которого уважают все в округе. Его естественная уверенность в себе и спокойная манера речи выдают в нем делового человека. Для Ларисы Паратов становится идеалом благодаря внешнему благородству, доброте и щедрости. Но она ослеплена романтическими чувствами и поэтому не замечает, какой Паратов на самом деле.

Обрывки диалогов героя, отдельные фразы и некоторые поступки дают нам возможность понять противоречивость его характера. Так, о хладнокровности и безразличии героя можем судить из его упоминания о том, что как-то он пристреливался в монетку, которую Ларису держала в руке. Паратов не извинился перед девушкой после долгого отсутствия, умело переложив свою вину на нее. С самого начала герой говорит, что ему не знакомо чувство жалости, признавая, что во всем им руководит чувство наживы, даже в любовных отношениях. Поэтому Лариса для него лишь забава, ведь она «бесприданница». Циничность и эгоистичность персонажа проявляется в том, что он намеренно вводит девушку в заблуждение, давая ей надежду на женитьбу, а затем предает ее. Так автор показывает нам, что за храбрецом скрывается другое лицо персонажа. Конечно, кое-какие благородные чувства еще тлеют в его душе, но они подавляются расчетливым и равнодушным Паратовым.

Островский в своей пьесе сумел мастерски раскрыть психологически сложный внутренний мир героев с помощью их диалогов и действий, чем поспособствовал формированию нового русского театра.

 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru